Методики раннего развития для детей первых лет жизни
Методики раннего развития для детей первых лет жизни
Родители больше всего любят говорить об успехах своих детей. Часто можно услышать: “А мой Ваня в 3 года научился читать” или “А мы в 5 месяцев плавать умеем”. В наше время, благодаря методикам раннего развития детей, сделать из своего крохи “вундеркинда” могут почти все родители. Если, конечно, захотят.
“Не отнимайте у ребенка детство” - лозунг родителей, скептически настроенных по отношению к методикам раннего развития для детей дошкольного возраста. Действительно, зачем обучать ребенка чтению в 1 год, когда это спокойно, без ущерба для его дальнейшей карьеры, можно сделать в 6-7 лет? К тому же зачастую бывает так, что “вундеркинд” не находит общего языка со сверстниками. Потом другие дети нагоняют “вундеркинда”, обучившись тому же самому, что умеет и он, только на 3-4 года позднее. И получается, что преимущества раннего развития теряются, а драгоценное время для социализации упущено: такой ребенок, привыкший считать себя исключительным, может так и не влиться в коллектив.
Сторонники методик раннего развития детей приводят свои аргументы: «Ребенок рождается, чтобы познавать этот мир. Наиболее развиты когнитивные потребности именно у детей до 6-7 лет, а потом интерес к новым знаниям значительно ослабевает».
Развивающие методики, несомненно, полезны: они помогают поддержать и развить природную любознательность. В то же время, при выборе методики раннего развития для ребенка, родители должны ориентироваться на индивидуальные склонности своего малыша, а не на собственные амбиции. Основная цель таких занятий - не научить двухлетнего карапуза тому, что обычно осваивает двенадцатилетний подросток, а обеспечить гармоничное формирование личности ребенка.
Методики раннего развития и возрастные особенности детей
С какого же возраста имеет смысл заниматься с ребенком по методикам раннего развития? Разные специалисты дают разный ответ на этот вопрос. Чаще всего называют возраст 8-10 месяцев, именно в этот период в интеллектуальном развитии ребенка происходит своеобразный качественный скачок и его способности к обучению значительно возрастают (это особенность психологии детей до года). С другой стороны, начинать отслеживать, к чему предрасположено ваше чадо, можно намного раньше: уже месяца в три дети могут демонстрировать склонность к физической активности, интерес к музыке, к предметной среде, к общению (см. статью Ранняя диагностика способностей ребенка). Для того чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка первых месяцев жизни, рекомендуется чаще носить их в слинге или на руках, побольше общаться с ним, уделяя особое внимание интонации, - это в дальнейшем поможет быстрее научить ребенка говорить. Некоторые педагоги также утверждают, что с первых месяцев жизни можно говорить с ребенком на нескольких языках - в дальнейшем это значительно облегчит их изучение.
В первые годы (и даже месяцы) жизни для развития малышей очень эффективной оказывается методика Марии Монтессори: она помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок, позволяет выработать оптимальный для него темп освоения нового материала. Метод способствует сенсорному развитию детей, развивает внимательность, логику, помогает воспитанию у малыша самостоятельности. Для развития речи, воображения полезна будет методика Сесиль Лупан; для тренировки памяти прекрасно подходят упражнения, разработанные Гленом Доманом. Впрочем, после 3-4 лет важно не только формировать у ребенка определенные навыки, но и развивать его личностные качества: коммуникабельность, инициативность, лидерство. А эти задачи уже не входят в “компетенцию” многих методик раннего развития детей, нацеленных в первую очередь на тренировку определенных свойств мышления (в качестве исключения можно назвать некоторые японские методики, в том числе методику Масару Ибука, в которой как раз много внимания уделяется формированию позитивного мировоззрения и эмоциональному развитию ребенка).