Ребенок до года и окружающие его люди

Ребенок до года и окружающие его люди

На протяжении первого года жизни малышу предстоит пройти несколько этапов в своем психологическом развитии и в выстраивании отношений с окружающими людьми. Во-первых, научиться взаимодействовать с мамой (или другим ухаживающим взрослым), причем в разном возрасте, в соответствии с появлением новых навыков, у ребенка будет проявляться либо склонность к отчуждению (когда малыш понимает, что что-то он способен делать сам и обходиться без помощи), либо повышенная эмоциональная потребность в маме (ребенок начинает бояться своей самостоятельности). Во-вторых, научиться разделять людей на “своих” и “чужих” и формировать к людям из каждой группы определенное отношение. В-третьих, научиться преодолевать свой страх перед “чужими” и рассматривать их как источник нового положительного опыта, а ближе к концу первого года воспринимать свое окружение как носителей определенных социальных норм.

Несмотря на то что главным персонажем в жизни малыша грудного возраста по праву считается мама (или человек, выполняющий ее функции), роль отца в воспитании ребенка до года тоже нельзя недооценивать. Современные психологи утверждают, что от того, как карапуз в это время научится выстраивать взаимоотношения с папой, в дальнейшем будет зависеть качество его коммуникации со всеми остальными людьми (исключая маму).

Взаимоотношения с мамой

Мама рассматривается новорожденным как главный гарант безопасности, физического и эмоционального комфорта. Кроме того, она выступает как первый образец для подражания, у которого ребенок учится коммуникации (дети в возрасте 1 месяца уже умеют частично повторять материнскую мимику). Уже в первые недели жизни внимательная мама по тембру голоса малыша может определить, почему ребенок плачет, и принять соответствующие меры. Ребенок подспудно перенимает разные элементы материнского стиля поведения, ее отношение к миру, которое она осознанно или бессознательно транслирует. Мама помогает ребенку преодолевать возрастные кризисы, на основании опыта общения с мамой ребенок выстраивает отношения и с другими людьми.

Психолог Александра Шарапова: “Кроме достаточного уровня любви и заботы о малыше, мать выполняет еще одну очень важную функцию - «пережевывание» первого жизненного опыта младенца, дающее ему знание о нем самом и его возможностях, а также о мире вокруг. Иными словами, задача матери состоит в том, чтобы настолько психологически «настроиться» на ребенка, чтобы увидеть и верно определить его актуальную потребность, назвать ее («ты сейчас хочешь кушать») и удовлетворить (накормить). Успешное или неуспешное выполнение матерью этой задачи закладывает, по мнению современных психологов, стержень личности, выводя ребенка из хаоса разнообразных стимулов, внешних (звуки, образы, прикосновения) и внутренних (ощущения организма)”.

“Свои” и “чужие”

Примерно в 4 -6 месяцев ребенок начинает разделять людей на тех, с кем он чувствует себя в безопасности, и на тех, кому не доверяет (до этого возраста он в первую очередь “настроен” на маму, но чужих людей не боится). В первую группу попадают те, с кем ребенок часто общается и с кем у него не связано никаких негативных переживаний. Обычно это родные и близкие. Кто именно попадет в категорию “чужие”, зависит от многих факторов, и каждый конкретный ребенок “формирует” эту группу по-своему, в зависимости от личного опыта, типа темперамента и т.п. Это может быть медперсонал поликлиники, в которой ребенку ставят прививки, неприятные малышу друзья родителей, а иногда вообще все те, кто не попадает в группу “свои”.  К “чужим” карапуз отказывается идти на руки, плачет при их виде и вообще демонстрирует всяческое недоверие.

В середине 50-60-ых годов прошлого века советские писатели-фантасты любили помечтать об обществе будущего, где не будет нуклеарной семьи. Такой атавизм, как материнский инстинкт, уйдет в прошлое, и детей со младенчества будут растить “всем миром”, прививая им светлые идеалы коммунизма.

Как утверждает современная наука, в данном случае фантастика, видимо, и останется фантастикой. Потому что для оптимального эмоционального развития ребенку в первый год нужен не “здоровый коллектив”, а один взрослый для тесного общения - именно к этому человеку малыш сформирует первую привязанность. Работники детских домов и интернатов хорошо знакомы с феноменом, когда пяти-шестимесячный ребенок начинает “виснуть” на взрослых, и если кто-то из взрослых начинает общаться с карапузом более плотно, то младенец сразу же стойко привязывается именно к этому человеку. Возможно, это обусловлено эволюционно: ребенок не только ощущает себя в большей безопасности, имея постоянного взрослого “опекуна”, но и воспринимает этого человека как образец для подражания, на его примере обучается базовым навыкам и общению с окружающими людьми.

Интерес к “чужим”

Ближе к году многие дети начинают относиться к “чужим” менее агрессивно и более осмысленно - видимо, это связано с накоплением определенного позитивного опыта общения. Малыши перестают кричать на всех незнакомых людей без разбору (а если и кричат, то родители могут уговорить ребенка перестать, убедить, что дядя или тетя не представляют опасности), более того, присмотревшись к человеку, могут проявить к нему интерес, попытаться вовлечь в игру. На то, насколько быстро ребенок перестанет бояться “чужих”, влияют такие факторы, как удовлетворенность потребности в безопасности, уровень тревожности каждого конкретного малыша, а также то, как его родители ведут себя с посторонними людьми. К тому, с кем мама и папа доброжелательны, ребенок, скорее всего, тоже будет относиться хорошо.

Что делать, если ребенок совсем “ручной”, боится людей просто до паники, а маме уже нужно выходить на работу и на какое-то время оставлять его с няней (бабушкой, дедушкой)? Некоторые, чтобы раз и навсегда отучить ребенка от рук и сделать более самостоятельным, пытаются применить метод “шоковой терапии” и просто приглашают нового человека к малышу, а сами уходят из дома, надеясь, что карапуз “попсихует и привыкнет”. Необходимо отметить, что такой подход не всегда эффективен, более того, им можно добиться обратного эффекта: ребенок будет настолько бояться потерять маму, что станет невротиком. В таком случае лучше будет маме стоит попробовать вести активную жизнь с малышом: как можно чаще ездить с ним в гости, ходить на детскую площадку, в школу развития - в общем, активно общаться в присутствии ребенка с посторонними людьми. Рано или поздно и он начнет относиться к ним спокойнее.

Родители и социализация

К концу первого года жизни, когда ребенок овладеет необходимыми навыками (сможет сам передвигаться в пространстве, брать нужные ему предметы и т.д.), появится необходимость в установлении для него системы норм и запретов, что является основным этапом социализации. Здесь важны два момента. Во-первых, спокойствие и неагрессивность родителей (даже во время поведенческих эксцессов карапуза). Если вы начнете кричать и ругаться, ребенок не будет понимать суть того, что вы ему говорите, а все внимание будет обращать на манеру подачи. Во-вторых, соответствие вашего поведения вашим словам: если вы говорите малышу, что нельзя бить других детей, а сами постоянно деретесь с мужем, единственное, что вы сможете донести до чада - это мысль о том, что его родители говорят неправду и слова у них расходятся с делами.




Добавить комментарий: