Как делать фото детей? Спросим у профессионала!

Детская фотография: секреты мастерства

В последние годы, благодаря достижениям в разработке и производстве цифровой фототехники и программного обеспечения для обработки снимков, дистанция между фотографами-профессионалами и любителями значительно сократилась. Практически любой обладатель зеркальной камеры (если он не патологически ленив, чтобы освоить ее функционал) может делать весьма достойные фотографии (а потом еще и значительно улучшать их, например, в Photoshop).

Значит ли это, что падает и спрос на услуги детских фотографов, и смогут ли мамы и папы составить конкуренцию “профи”? Как правильно фотографировать детей? Об этом нам расскажет Ольга, один из фотографов творческого объединения Exposer.

Ищем детского фотографа

- Ольга, скажите, в последнее время все, кому не лень, покупают себе зеркальные камеры и осваивают искусство фотографии. Наблюдается ли в связи с этим падение спроса на услуги профессиональных детских фотографов?

- В целом, да, отмечается падение спроса на услуги фотографов, и, как вы верно отметили, связано это как с улучшением “технической оснащенности”, так и со всплеском интереса к фотоискусству. Люди хотят экспериментировать сами, у них появилась возможность, и, зачастую, у многих получается это весьма неплохо. Другое дело, что параллельно с технической оснащенностью населения у людей повышается планка требований к “конечному продукту”. Есть категория людей, которые серьезно следят за тенденциями в современной фотографии, ходят на сайты известных фотографов, изучают снимки, находят привлекательные идеи для фотосессии ребенка, пытаются воспроизвести нечто подобное, понимают, что сами они это “не потянут”, и все равно идут к фотографу. Но для них общение с профессионалом - это не только возможность получить снимки нужного качества, но еще и научиться чему-то новому, повысить свой уровень. По-моему, это здорово.

 - Как сейчас родители ищут подходящих фотографов? Раньше, я помню, мы с родителями просто приходили в ближайшую студию…

- Ну вот идти “с бухты-барахты” в ближайшую студию я бы точно не рекомендовала. Вы же не знаете, какого уровня специалисты там работают, большой ли у них опыт фотографирования детей. Может, еще вчера они делали снимки “на паспорт”, а тут получили кредит на развитие бизнеса, сняли студию, заказали вывеску. А профессиональный-то уровень не поменялся. Сейчас есть такой замечательный инструмент, как интернет, там есть и локальные (городские) сообщества детских фотографов, и сообщества в соцсетях, где можно с ними пообщаться, посмотреть их портфолио. Есть обычно разделы на родительских порталах, посвященные детской фотографии и отзывам о конкретных студиях и специалистах; можно поизучать информацию и на сайтах самих студий или фотографов. Так делают большинство моих клиентов, и это намного результативнее, чем идти “по месту жительства”.

- Скажите, при выборе детского фотографа важно, чтобы он “сошелся характером” с родителями, или принципиальны другие факторы: опыт работы с детьми, качество его портфолио?

- Я думаю, как минимум, он не должен вызывать у родителей антипатию, вы должны почувствовать, что с ним можно найти общий язык, прийти к компромиссу. Естественно, если какого-то фотографа вам разрекламировали как “супер-пупер”, а он хамит вам по телефону и вас это напрягает, ищите другую кандидатуру. Потому что фотосъемка детей - это очень тонкий, достаточно сложный психологически и с точки зрения организации процесс, который ваш фотограф должен помочь вам спланировать. Даже с чисто бытовой точки зрения: как и где во время съемки можно будет покормить ребенка, чем его отвлечь, если расплачется, как чередовать фотосессии в разных образах, чтобы малыш не устал? Клиентоориентированный фотограф обязательно порекомендует вам студию для фотосъемки (если сессия студийная) или подходящее место для натурных съемок, оптимальную продолжительность сессии и т.д. Так что здесь очень важна адекватность, умение общаться (и с родителями, и с детьми), понимание ситуации.

С другой стороны, то, насколько вам близок стиль того или иного фотографа, и качество портфолио - это, наверное, определяющий фактор. Если “вменяемость” его характера дает вам уверенность в том, что процесс съемки пройдет достаточно гладко, то стиль и мастерство “отвечают” за удовлетворенность результатом. К примеру, есть “раскрученный” фотограф, снимающий детей в таком кукольно-конфетном стиле, с бантиками, медвежатами, ангельскими крылышками. А родители - любители минимализма. Есть вероятность, что возникнут трения чисто эстетического плана, поэтому лучше все-таки сразу искать фотографа, который будет близок вам по духу.

- А вообще, такие “столкновения вкусов” у клиента и фотографа часто возникают? И как они решаются обычно?

- Ну это не обязательно “столкновения”.  Просто есть определенная категория заказчиков с собственными представлениями о том, как фотографировать ребенка, в каком образе. Каждый фотограф работает с такими людьми по-разному. Есть фотографы-”звезды”, которые вообще отказываются воспринимать чье-то мнение, они сразу настраивают заказчика, что либо клиент соглашается с их видением, либо он ищет другого фотографа. Есть фотографы, которые делают только то, что просят их клиенты, полагая, что главная цель вообще всего процесса - это удовлетворенность заказчика, а не то, насколько эстетичен конечный результат. Я обычно стараюсь настроить клиента на компромисс. К примеру, мы делаем несколько снимков в том образе, который предлагают родители, а потом я предлагаю что-то свое, обычно никто не отказывается. То есть в идеале фотосъемка (если мы говорим не о коммерческом фото) - это, конечно, такое совместное творчество, в которое что-то привносят и родители, и фотограф, и сам ребенок, конечно.

Как правильно фотографировать детей?

- Вы упомянули, что организационно фотосъемка детей - достаточно сложный с точки зрения организации процесс. Расскажите об этом поподробнее.

- Ну, фотографирование грудничков - это вообще “отдельная песня”. Родителям необходимо выбрать время, когда малыш выспался, пребывает в хорошем настроении, его ничего не беспокоит. Причем детки достаточно быстро устают, и нужно “поймать момент”, когда он наиболее расположен к контакту. Лучше заранее обговорить с  фотографом возможные проблемы: что делать, если ребенок расплачется, внезапно заснет (да, бывает и такое).

Фотографировать детей постарше, с одной стороны, достаточно просто: они необыкновенно артистичны, непосредственны. Конечно, иногда их сложно заставить сидеть на одном месте, но в целом эта проблема решаема. Бывает “страх камеры”, когда малыш видит студийное оборудование, лампы и начинает плакать. Здесь все зависит от реакции родителей и фотографа, насколько они смогут “расслабить” малыша, чем-то отвлечь. Но если вы предполагаете, что ваш ребенок, скорее всего, среагирует именно так, стоит, опять же, озвучить свои опасения фотографу, возможно, он посоветует вам фотосессию на натуре, или, к примеру, в домашних условиях.

- Допустим, папу и маму по каким-то причинам “напрягает” мысль о посещении фотостудии, например, у них проблемы с финансами или ребенок очень неспокойный. Как вы считаете, они смогут сами сделать достойные снимки?

- При желании- конечно. Приведу пример: сейчас существует в интернете масса сайтов по продаже фотографий, и многие люди, которые успешно реализуют там снимки, не имеют профильного образования, они чистой воды любители. Если у вас есть более-менее приличная “мыльница” (не говоря уж о “зеркалке”), вы полностью освоили ее функционал, у вас есть представление о композиции, о том, как должно выстраиваться освещение на фото, вы сможете сделать приличные снимки и сами. Под “приличными” я имею в виду, конечно, не выставочное художественное фото, но работы, на которые вам будет приятно смотреть и которые вы с гордостью вклеите в семейный альбом. Фотографа, скорее, стоит привлекать для съемок в студии или если у вас какая-то очень экстравагантная идея, которую вам сложно реализовать.

- Нужен ли для домашней фотосъемки обязательно зеркальный фотоаппарат, или достаточно будет обычной “мыльницы”?

- Вопрос неоднозначный. При профессиональном использовании “зеркалка”, конечно, по качеству снимков значительно превосходит “мыльницу”. С другой стороны, если на хороший аппарат делать фотографии в стандартном автоматическом режиме, да еще используя плохонький объектив и “штатную” (встроенную) вспышку, то шедевров вы однозначно не получите. Я, наверное, дам такой совет: “зеркалку” стоит покупать в том случае, если вы полностью освоили функционал своей “мыльницы”, и у вас есть к ней четкие и понятные вам самим претензии. Например, вы хотите делать портреты с “размытым” фоном, а ваш аппарат не позволяет открывать диафрагму настолько, чтобы добиться существенного эффекта. Или вы хотите снимать в условиях недостаточной освещенности (например, на закате), а у вас получается “муть”. В таком случае - да, задумайтесь о “зеркалке”. Но сразу имейте в виду, что, для того, чтобы делать шикарные фото, одной камерой не обойтись: многое зависит от объектива; возможно, для реализации каких-то идей вам потребуются фильтры на объектив, штатив, хорошая вспышка и т.д.

- В таком случае, дайте несколько советов, как  “наверняка” можно сделать хорошие фотографии даже на мыльницу.

- Да, очень емкий вопрос вы задали, но давайте попробуем вывести какую-то формулу.

Во-первых, очень важен “правильный” свет. “Правильный” - это такой, который позволяет корректно воспроизвести на снимке все цвета, не искажает лицо фотографируемого (а лучше - подчеркивает его достоинства), дает возможность разглядеть все необходимые элементы на снимке. Я однозначно рекомендую начинающим фотографам снимать на улице (в крайнем случае - в помещении, хорошо освещенном естественным образом), но уж никак не при электрическом освещении или с использованием встроенной вспышки. Лучше всего фотографировать детей (да и взрослых) либо днем при легкой облачности, либо в солнечную погоду утром или вечером. Все, наверное, знают, что свет должен падать на лицо модели, но не светить в объектив.

Во-вторых, как ни банально это звучит, не забывайте о фокусировке. Фокусировать камеру нужно на том объекте, который будет центром композиции (в нашем случае это лицо или фигура ребенка). Иначе либо весь снимок в результате будет нечетким, либо в фокусе окажутся совершенно ненужные вам предметы, а лицо малыша может получиться “смазанным”. Да, и следите за тем, чтобы расстояние между фотокамерой и ребенком превышало минимально допустимое (этот параметр указывается в инструкции к фотоаппарату), иначе изображение будет “натянутым на коленку”, то есть искаженным.

В-третьих, нужно следить за тем, какие объекты заполняют кадр (с этой точки зрения ребенок, как часть композиции, тоже относится к “объектам”), за их взаимным расположением, насколько они сочетаются друг с другом по цвету и т.д. Важно, чтобы то, что будет потом на снимке, было “соответствующего качества” (к примеру, чтобы ребенок был умыт, опрятно одет, чтобы мяч, который он держит, был чистым) и чтобы в кадр не попало ничего лишнего (начиная мусорными контейнерами на улице, заканчивая разбросанными носками дома). Вообще, если вы пока еще не гуру композиции, в заполнении кадра объектами лучше придерживаться принципов минимализма, делать акцент, например, на лицо ребенка или на позу и какой-то яркий объект (тот же мяч).

Последний момент - психологическая или эмоциональная составляющая. Мне кажется, она минимально зависит от техники, скорее, от чутья. Я видела массу непрофессиональных фото, которые великолепно передают настроение, и немало идеальных снимков с точки зрения их исполнения, которые при этом совершенно невыразительны. Здесь, на мой взгляд, важно просто не ограничивать естественность проявлений ребенка, дать ему раскрыться. Не заставляйте его нарочито позировать, изображать несвойственные ему эмоции - и у вас все получится.

- И последний вопрос. Ольга, может, порекомендуете какие-нибудь сайты с детскими фото, которые родителям стоит поизучать, чтобы научиться хорошо фотографировать детей?

-  Очень много хороших фото на фликре (flickr.com), можно поизучать работы детских фотографов на photosight.ru. Неплохие образцы начинающие фотографы могут найти и на сайтах фотобанков, которые продают фото для рекламы и публицистики - www.istockphoto.com и  shutterstock.com.

В качестве иллюстраций использованы фото Yvonne Niemann, Exposer и Abbey Canvas




Добавить комментарий: