Почему так и не появилась сказка о непослушном ребенке

Почему так и не появилась сказка о непослушном ребенке (блог мастера)

Блог ведет Виктория Батиева, журналист, писатель, автор сборника «Сказки волшебного леса».

Есть несколько причин, по которым я стараюсь не мешать сказкосочинительство со своей остальной литературной и публицистической деятельностью, которая уже более-менее коммерциализирована и “поставлена на поток”. Самая главная - нежелание ваять сказки на заданные темы, что, как подсказывает мой опыт, обязательно придется делать человеку, желающему раскрутиться на этом поприще. Темы обычно задаются журналами, популярными сайтами или даже издательствами, которые потом публикуют опусы, платят тебе маленькую денежку и создают большое имя. (Сразу скажу, что “Сказки Волшебного леса” не из этой категории. Проблемы, которые мы попытались проработать в этом цикле, кажутся мне совершенно обоснованными, часть этих сказок “апробирована” на моем детеныше). Несколько подобных предложений мне уже поступало, и все они были в той или иной степени идиотичны (на мой взгляд, конечно). То есть по моему скромному имху, есть определенный круг проблем, которые должны решаться не с помощью сказкотерапии, а иными методами. Ну не ест ребенок манную кашу - дайте ему пшенную или ролл с авокадо и курицей. Высасывать же из пальца сказку о девочке, не желающей кушать кашу, - нет уж, увольте.

В общем, отклонила я и кашу, и ребенка, который плачет по дороге в детский сад. А потом моя приятельница из одного журнала для всей семьи попросила написать сказку о непослушном ребенке (естественно, по многочисленным просьбам читателей). Отказывать хорошему человеку было неудобно, хотя тема, опять же, показалась мне странноватой. К тому же как говаривала гетера из моего любимого сериала Firefly: “Любая проблема - вызов для профессионала” (ну и пусть высказывание относилось к заказу на соблазнение одного “ботаника”). Я решила принять вызов и засела сочинять очередной литературный “шедевер”.

И вот я сочиняла и сочиняла, но “шедевер” все не получался и не получался. Вернее, получалось нечто в духе очень черного юмора, совершенно непотребное для респектабельного семейного издания. Потому что ну вот как, скажите, без стеба обыграть на уровне сюжета тему непослушания? Вот, например, придумалась история о мальчике, чье непослушание проявлялось в отказе от еды. И вот, условно говоря, с ним происходит нечто (ну какое-нибудь столкновение с волшебной силой), в результате чего он понимает, что был неправ и предков нужно слушаться беспрекословно. И вот он на радость маме, бабушке и папе поддается на их уговоры и начинает лопать все, что стоит на столе. Съедает кашу, пельмени, сливочное масло, связку бананов. И весь следующий день сидит на горшке. Злобно и цинично, правда? Но ведь формально ТЗ исполнено - ребенок-то стал послушным!

И вот покрутила-повертела я в голове несколько сюжетов и поняла, что так смущает меня в этой теме. Универсальная сказка про непослушного ребенка - это все равно что волшебная кнопка, которая “всем делает хорошо”. Потому что насколько у всех взрослых отличаются представления о счастье, настолько же разнятся причины и проявления непослушания у детей. К примеру, есть взрослые, которым хорошо, когда всем хорошо. А есть такие, которым хорошо, когда всем плохо. А есть даже такие, которым хорошо, когда им же самим плохо (вроде бы это называется мазохизм). Как придумать универсальный рецепт счастья? Также и с непослушными детьми - одни не слушаются постоянно (да еще и дерутся, к примеру), другие вредят “раз в полгода” и строго “по теме”, когда родители предлагают совсем какой-нибудь бред (например, надеть шапку в +25º C). И где он, общий знаменатель?

И вообще, все, что могло быть написано о непослушных детях, уже есть в народных сказках, где тема неповиновения родителям и его плачевных результатов была одной из основных. Не послушалась девочка маму, ушла со двора, хоп, прилетели гуси-лебеди, унесли братца. Все, дорогуша, расхлебывай, в следующий раз будешь умнее. Но несколько веков назад беспрекословное послушание родителям, действительно, было необходимым даже с точки зрения выживания. Надо было выдрессировать ребенка так, чтобы не полез, не дай бог, в раскаленную печь. Не упал в колодец. Не отлупил случайно барского сынка. А сейчас количество рисков значительно сократилось. И задача современных родителей уже не сводится к дрессировке, все хотят воспитать самостоятельную, независимую и разностороннюю личность. Но в этом случае чадом уже нельзя командовать; нужно учиться с ним договариваться, а это безумно сложно. Нет уж, лучше дайте нам по старинке “волшебную кнопку”.

Конечно, я отказалась разрабатывать эту кнопку. Потому что как ни крути, современный ребенок не должен быть послушным. Он должен быть управляемым. А работать по методике сказкотерапии для этого нужно не с детьми, а с родителями.

Читать все блоги наших мастеров




Добавить комментарий: