Психология детей от 1 до 3 лет
Психология детей от 1 до 3 лет
Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло, условно говоря, спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно “извлекать” ее из памяти и ею оперировать. Вы учите ребенка говорить, он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме (воображение). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы. В ближайшие 1-2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого “тонкого” момента социализации - приобщения к культуре). А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).
Психологическое развитие ребенка 1-3 лет с точки зрения психоанализа
“Отец психоанализа” Зигмунд Фрейд утверждал, что примерно в год заканчивается “оральная” стадия развития личности (связанная с сосательным рефлексом, когда основное удовлетворение младенец получал “через рот”) и начинается новая, “анальная” стадия, ключевым моментом которой становится обретение ребенком контроля над своей выделительной системой и связанные с этим переживания. С тем, насколько успешно карапуз пройдет эту стадию, будет связано развитие у него в дальнейшем таких качеств характера, как самоконтроль, щедрость, позитивная самооценка или, наоборот, беспокойство, мелочность, жадность, грубость, скупость и т.д. Зависеть развитие этих свойств характера будет в первую очередь от поведения родителей, от того, насколько спокойно, деликатно и тактично они приучат ребенка к горшку.
Несмотря на то что в последнее время все больше специалистов в области детской психологии критически относятся к теории Фрейда, считая ее в чем-то необоснованной, его утверждения, связанные с приучением ребенка к горшку, в целом представляются здравыми. По крайней мере, сложно отрицать тот факт, что грубое и неделикатное поведение родителей в этом вопросе может эмоционально травмировать ребенка, что впоследствии скажется на формировании его личности.
Роль родителей в формировании гармоничной личности ребенка
Помогать в познании окружающего мира
Если у детей до года ведущей является потребность в безопасности, то у карапузов более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира. Дети невероятно любопытны, им интересно все: они с равным удовольствием листают и рвут книжки, разбирают папин телефон и помогают маме на кухне. Поощряйте любознательность карапуза: отвечайте на его вопросы, вовлекайте в свои дела, не запрещайте ему слишком много, и тогда он вырастет развитым, активным и инициативным.
Дарить ощущение безопасности
Безусловно, ваш малыш уже довольно взрослый и в чем-то самостоятельный, но он все еще очень зависим от родителей, в первую очередь - от мамы. Именно мама призвана научить ребенка справляться со своими эмоциями (которых он сам пока боится), переживать неудачи и первые “удары судьбы”. Еще одна важная задача мамы - отучить ребенка от грудного вскармливания так, чтобы это не нанесло ему психологической травмы. Кроме того, у детей после 1,5-2 лет появляется еще одна проблема - страхи. Интенсивное восприятие малышом новой информации имеет свою оборотную сторону: часто “перегрузки” ребенка выливаются в усталость, эмоциональные срывы, страхи и ночные кошмары. Кстати, страхи и кошмары будут приобретать новые, все более изощренные формы по мере интеллектуального и речевого развития ребенка и знакомства его с культурой (со сказками, фильмами и т.д.) Задача родителей - помочь ребенку научиться конструктивно относиться к этому явлению и контролировать его.
Формировать правильную самооценку
К 2,5-3 годам уже можно говорить о формировании личности ребенка, то есть о том, что карапуз способен идентифицировать себя с определенными качествами, каким-то образом анализировать свои мотивы и побуждения и сознательно контролировать свое поведение. Для того чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (незавышенная и незаниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте “методом кнута” - положительная мотивация часто эффективнее (читайте статью о том, как наказывать ребенка правильно). Если малыш не прав, спокойно и аргументированно объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать.
Побуждать к самостоятельности
Процесс социализации зачастую воспринимается малышом как череда утрат. Так, отнятие от груди - утрата первой и самой тесной близости с мамой, приучение к горшку - утрата абсолютной свободы и вседозволенности. Нужно, чтобы родители объяснили ребенку, что эти минусы меркнут на фоне тех преимуществ, которые он получает, становясь взрослым и самостоятельным.
Развивать сильные стороны и “работать” со слабыми
С возрастом ребенок все ярче проявляет свои личные качества и способности. После полутора лет обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш: предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги (можете также пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка). Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать