О трудностях в приучении к горшку: вопрос психологу

О трудностях в приучении к горшку: вопрос психологу

Рубрику ведет Александра Шарапова, клинический психолог
Отвечаю на вопрос Анны:

Александра, добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, что делать, если ребенок 1,7 не хочет писать в горшок. Когда подношу его, то машет головой и говорит “не-не-не”, потом писает и какает, стоя рядом с горшком, потом говорит, “все, пописал, все покакал”.
И почему ребенок кусается? Что с этим делать?
Заранее спасибо за ответ.

Анна, добрый вечер.
Такое упрямство детей в период приучения к горшку - абсолютно нормальное возрастное явление (очень условно - нормальное лет до 3-4). Дело в том, что успешное приучение к горшку в более широком понимании - это согласие ребенка жить по правилам взрослого мира. Ребенок должен подчинить процессы, которыми он очень гордится и считает своими достижениями, этим правилам. Естественно, при этом он чувствует недовольство и протест и пытается в знак самоутверждения (а вовсе не назло родителям) не садиться на горшок. Выраженность сопротивления у детей зависит очень от многих внутренних факторов, однако по мере взросления все они понимают, что и почему от них требуется, и принимают правила.
Родителям остается проявлять терпение, не наказывать ребенка за промахи и периодически проводить беседы “о пользе горшка”, поскольку насильное и проблемное приучение к горшку, как показывает мировая психология, приводит к проблемам (страхи, внутренние конфликты, влияющие потом на всю жизнь) и определенным складам характера (чувство вседозволенности, склонность к асоциальному поведению или, наоборот, педантичность, скупость, упорство).
На самом деле я бы еще спросила, как обычно реагируете Вы, Анна, на такое поведение ребенка. Ругаете, стотысячный раз объясняете, наказываете, сердитесь, обижаетесь, чувствуете свою беспомощность, считаете, что ребенок делает назло? Все эти нюансы важны, потому что в этом конфликте между чувством удовлетворения от свободного управления своими внутренними процессами и потребностью порадовать родителей, подчинившись их просьбам, ребенок во многом ориентируется на поведение взрослых. Ваше поощрение, восхищение и сравнение со взрослыми (в случае успеха), как и выражение легкого сожаления вместе с надеждой на скорый успех и верой в способности малыша (в случае неудачи), могут перевесить чашу этих весов.
Терпения Вам, и Ваш ребенок однажды сядет на горшочек сам.

По поводу вопроса, почему ребенок кусается, ничего определенного сказать не могу, потому что ситуация неясна, опишите ее, пожалуйста, конкретнее. Можете почитать, что я написала примерно по такому же вопросу Ирине (читайте здесь).

Задайте свой вопрос психологу




Добавить комментарий: