Гендерное воспитание: пережиток или единственно верный путь?

Гендерное воспитание: пережиток или единственно верный путь?

Термин «гендерное воспитание» знаком многим родителям, но не у всех есть желание вникать в его суть: слишком наукообразное впечатление он производит. Между тем, расшифровывается он достаточно просто: «гендерным» (англ. gender - род, пол) называется воспитание ребенка в соответствии с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Иными словами, когда мамочки во дворе сурово покрикивают на своих чад: «Маша, ты опять вся вывозилась, как тебе не стыдно, ты же девочка», или «Ваня, перестань реветь, ты же мальчик», они делают первые шаги в гендерном воспитании своих детей.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей

До недавнего времени воспитание ребенка в соответствии с определенной гендерной ролью было непререкаемым общественным законом. Вопрос, можно ли правильно воспитывать ребенка, игнорируя его половую принадлежность, показался бы людям того времени более чем странным. Таким образом обеспечивалось воспроизводство практически всех достижений культуры и цивилизации: дело в том, что экономические, социальные, даже культурные и религиозные функции мужчин и женщин кардинально отличались, и необходимо было, чтобы мальчики сразу вникали в специфику своей «епархии», девочки — своей.

Идея разности полов (основанная, в первую очередь, на физиологических различиях) бытовала и во времена распространения язычества, хотя во всех европейских дохристианских культурах признавались и девиантные модели гендерного поведения, когда женщина берет на себя традиционно мужскую роль, а мужчина ведет себя так, как подобает скорее женщине (что отражено во многочисленных мифах и сказках). Такие, условно говоря, отклонения не были распространены, но считались допустимыми для людей неординарных, высокодуховных, причастных к божественному.

Христианская церковь в вопросе распределения ролей повела себя более радикально. Разница между мужчиной и женщиной была постулатом, в котором никто даже и не думал усомниться. Священники охотно транслировали пастве свои представления о роли мужчины и женщины, о том, какими моральными качествами должны обладать представители разных полов, каким образом они должны себя вести, чем должны заниматься и т.д. Люди, которые, при всем желании не могли ассоциировать себя с соответствующей гендерной ролью, легко могли попасть в число сумасшедших или даже на костер (вспомним историю Жанны д`Арк, обвиненной в колдовстве за ношение мужской одежды).

Вплоть до 20 века в основном церковь задавала эталоны в том числе и светского поведения для мужчин и женщин, а значит, и для мальчиков и девочек. Мальчиков растили храбрыми, но послушными власти, ответственными; девочек — скромными, богобоязненными, жалостливыми. Воспроизводились эти эталоны и в светской культуре, к примеру, в классической литературе.

Критика гендерного подхода к воспитанию

Безумный 20 век внес сумятицу и в бытовавшие в течение тысячелетий представления о мужчинах и женщинах. На волне эмансипации женщины (да и многие мужчины) утверждали, что все врожденные гендерные различия (за исключением физиологических, разумеется) — не более чем фантазии и средневековое мракобесие. А те различия, которые проявляются между взрослыми мужчинами и женщинами в социуме, как раз результат гендерного воспитания ребенка и формирования личности под влиянием стереотипов.

В 50-60-ые годы эта теория получила ряд фактических подтверждений. Многие этнографы и антропологи, изучавшие примитивные племена Африки, Азии, Америки (известность получили, к примеру, работы антрополога Маргарет Мид), в своих трудах сообщали о том, что есть народы, в которых женщины занимаются охотой и собирательством, а мужчины — воспитывают детей. Есть и масса других схем распределения гендерных ролей внутри какого-либо социума, но самое главное, что все действительно вариативно, а пресловутые «типично мужские» и «типично женские» роли и качества — не более чем миф!

Западное общество, в котором как раз начинали расцветать идеи политкорректности, мигом взяло эту концепцию в оборот. И вот выросло новое поколение, воспитанное в духе максимальной политкорректности. Как выяснилось, действительно, практически все бытовавшие доселе представления о «мужской» и «женской» стезе оказались мифом. Выяснилось, что женщины вполне способны лупить друг друга на ринге и ворочать миллионами, а мужчины наслаждаться шоппингом или вскармливанием своего младенца специально разработанной дизайнерами накладной грудью. В общем, мир сошел с ума и получал от этого исключительное удовольствие.

Гендерное воспитание детей в современном обществе

Или не получал? В 90-ые годы прошлого века специалисты сразу нескольких областей: врачи, социологи, психологи – забили тревогу. Выяснилось, что жизнь далеко не всех бизнес-вумен так прекрасна, как показывалось в голливудских фильмах: многие дамы страдали неврозами, депрессиями, нарушениями менструального цикла. Не очень благоприятным было и состояние здоровья дам, отказавшихся от материнства во имя карьеры. Как оказалось, формирование нервной и гормональной системы женщины завершается лишь с рождением ребенка.

Не лучше обстояли дела и у мужчин, чрезмерно культивирующих свое женское начало: у них возникали регулярные проблемы с детьми, которые отказывались воспринимать их как авторитет. Более того, эти проблемы проецировались и на отношения в обществе: подростки, не привыкшие к «отцовской руке» в семье, оказывались порой совершенно неуправляемы и вне ее. Анархия, неуважение к закону – вот лишь некоторые результаты изменения роли отца в воспитании ребенка.

А почему же мама не могла взять на себя мужскую роль и стать авторитетом в семье? Мама, конечно, могла, и многие мамы пытались это сделать. Но проблема в том, что определенное распределение ролей - «всепрощающая, любящая мама» и «строгий, воспитующий отец» - формировалось в течение тысячелетий и заложено в западной культуре уже на уровне архетипов: сказки, мифы, изобразительное искусство – все транслирует именно такую схему внутрисемейных взаимоотношений. Поэтому ребенок, «с пеленок» получавший именно такое представление о семье, подсознательно не мог поставить маму на место папы (и наоборот).

Свою лепту в развенчание представлений о гендерном тождестве внесли и многие исследования. К примеру, в книге «Развитие ребенка и его взаимоотношений с окружающими» (авторы – коллектив американских педагогов и психологов) описан такой эксперимент: годовалых детей, мальчиков и девочек отделили от мам барьером. В результате девочки останавливались рядом с барьером и начинали плакать, а мальчики старались обойти его, чтобы оказаться рядом с матерями. Или вот еще один недавний эксперимент (2010 год): детям разных полов в возрасте от 6 месяцев до 3 лет предлагали на выбор игрушки, «типично девочковые» (кукол, мишек) или «типично мальчиковые». И даже в самой младшей возрастной группе (до 14 месяцев) девочки однозначно предпочитали кукол, а мальчики выбирали машинки.

Получается, что врожденные психологические различия между мальчиками и девочками существуют: они по-разному воспринимают информацию, выстраивают отношения с окружающими. Значит ли это, что нужно вернуться к гендерному воспитанию детей?

Конечно, универсального ответа на этот вопрос не существует: все дети и все семьи уникальны. Тем не менее если вы хотите «на выходе» получить гармоничную и счастливую личность, то путь к этому прост - минимум ограничений. Иными словами, если мальчик хочет играть на скрипке и заниматься живописью, не стоит ломать его и пытаться вырастить из него второго Чака Норриса. В то же время если ваша дочка обожает кукол, бантики и розовые туфельки, дайте ей возможность реализовать себя именно в этом.

Автор иллюстрации - Arthur Sarnoff




Добавить комментарий: