Первая помощь ребенку: осваиваем жизненно важные приемы

Первая помощь ребенку: осваиваем жизненно важные приемы

Бывает, что в экстренные ситуации с травматическими последствиями попадают даже самые осторожные дети, практически идеально соблюдающие правила безопасности. Поэтому для родителей весьма разумным шагом будет ознакомиться с основами оказания первой помощи ребенку, а также оттренировать навыки, которые в ряде ситуаций могут оказаться в буквальном смысле жизненно важными.

Сердечно-легочная реанимация

Это комплекс мероприятий, которые применяются при отсутствии у человека сознания, пульса и/или дыхания. Включает в себя обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственную вентиляцию легких (искусственное дыхание) и компрессию грудной клетки (непрямой массаж сердца). Начинать эти мероприятия следует как можно раньше - не более чем через 5 секунд после диагностики остановки у ребенка дыхания.

Если сердце у ребенка продолжает биться, не проводите непрямой массаж сердца: это может спровоцировать его остановку. Кроме того, при подозрении на травму позвоночника старайтесь не двигать голову и шею, когда определяете, дышит ли он.

Имейте в виду, что сердечно-легочная реанимация, которая проводится человеком без специальной подготовки и оборудования, не заменит квалифицированную медицинскую помощь. Поэтому даже в случае, если вы владеете соответствующими приемами, обязательно вызывайте скорую помощь (после выполнения мероприятий по сердечно-легочной реанимации в течение 1 минуты).

Диагностика

Для того чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, дотроньтесь до него, позовите по имени. Если какая-либо реакция отсутствует, возьмите его на руки, не сгибая спины, и, крепко поддерживая рукой голову и шею, положите на спину на твердую ровную поверхность; затем обнажите ему грудь. Приподнимите ребенку подбородок и отведите его голову назад, чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка (если у ребенка возможна травма позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь не двигать голову и шею). Если у пострадавшего во рту или в горле инородное тело, его необходимо удалить. Пусть его рот остается открытым; наклонитесь к нему, чтобы услышать, дышит ли он, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Диагностика наличия/отсутствия дыхания должна занимать не более 5 секунд, после этого приступайте к искусственному дыханию.

Искусственное дыхание

1. Не меняя положения головы ребенка, пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту (детям до года может быть удобнее обхватить губами нос и рот малыша). Сделайте 2 медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

2. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не двигается, поменяйте положение головы пострадавшего и еще два раза сделайте вдувание. Если грудная клетка и после этого  не пришла в движение, значит, дыхательные пути непроходимы, нужно извлечь оттуда инородный предмет.

3. Если грудная клетка приподнимается во время вдуваний, в углублении между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи в течение 5-10 секунд попробуйте нащупать пульс. У младенцев пульс лучше проверять на внутренней поверхности руки чуть выше локтя, положив туда два пальца и слегка надавив.

4. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, делая по одному вдуванию воздуха каждые 4 секунды (для детей до года - каждые 3 секунды). Через каждые 15 вдуваний проверяйте пульс. Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. Затем снова продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

Непрямой массаж сердца

В том случае, если искусственное дыхание не привело к возобновлению пульса, приступайте к непрямому массажу сердца.

1. Не меняя положения головы ребенка, надавите основанием своей ладони ему на грудину 5 раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 2,5-4 см. Нажимайте плавно и ритмично, не отрывая ладонь. Для малышей до года: положите 2 пальца на середину грудины чуть ниже сосков. В течение 3 секунд резко нажмите на грудину 5 раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5-2,5 см.

2. Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 10 раз.

3. Снова в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

4. Повторяйте приемы, описанные в пунктах 2 и 3, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, делать искусственное дыхание по одному вдуванию воздуха каждые 4 секунды.

Первая помощь ребенку при вывихах и переломах

В случае если у ребенка нарушена целостность кости (перелом) либо ее правильное положение в суставе (вывих), вам могут пригодиться два навыка: умение накладывать шину и поддерживающую повязку.

Наложение шины

Шина нужна для того, чтобы фиксировать поврежденную часть тела и предотвратить ее дальнейшее травмирование. Не пытайтесь соединять фрагменты кости или вправлять вывихи самостоятельно. Всегда фиксируйте травмированную конечность в том положении, в каком она находится.

1. В качестве шины подойдет твердый плоский предмет (дощечка, линейка, палка и т.д.). Можно воспользоваться также подушкой или одеялом или использовать в качестве шины здоровую ногу или палец ребенка.

2. Если шина оказалась слишком грубой, обмотайте ее куском ткани или полотенцем перед тем, как накладывать.

3. Удостоверьтесь, что шина захватывает суставы выше и ниже перелома.

4. Примотайте шину к травмированной части тела бинтом, лентой, ремнем или хотя бы галстуком. Следите за тем, чтобы повязка не оказалась слишком тугой; если пальцы прибинтованной руки или ноги бледнеют и холодеют, сделайте повязку посвободнее. Узлы не должны давить на участки повреждения.

Как наложить поддерживающую повязку

Поддерживающая повязка нужна для того, чтобы фиксировать травмированное плечо, ключицу или предплечье в удобном положении.

1. Сложите по диагонали квадратный кусок ткани размером около 1 кв.м или воспользуйтесь какой-нибудь частью своей одежды.

2. Попросите ребенка придержать травмированную руку и просуньте под нее повязку.

3. Оберните руку повязкой и ее концы перекиньте за плечи ребенка.

4. Концы повязки завяжите в узел на шее ребенка сбоку. Свободный кусок ткани у локтя приколите английской булавкой. Если нужно еще больше ограничить подвижность руки, привяжите поддерживающую повязку к туловищу ребенка другим куском ткани и завяжите концы в узел на неповрежденной стороне тела.

Использованы материалы из книги Митчелла Эйнцига “Помоги своему ребенку”.




Добавить комментарий: