Потребность ребенка в безопасности
Потребность ребенка в безопасности
Потребность в безопасности относится к числу значимых психологических потребностей ребенка первого года жизни. Многие исследователи, в числе которых один из самых видных психологов прошлого века Эрик Эриксон, считали и считают ее даже более значимой, чем потребности в общении (хотя в этом возрасте удовлетворенность потребности в безопасности тесно связана с реализацией эмоциональных потребностей) и в познании. От того, насколько полно она удовлетворяется, будет зависеть, станет ли ребенок доверять окружающему миру и считать его безопасным для себя местом.
Как удовлетворяется потребность в безопасности у ребенка до года
Потребность малыша в безопасности инстинктивна, то есть она свойственна ребенку от рождения. Она удовлетворяется вскармливанием по требованию (для грудных детей); некоторым малышам ощущение безопасности обеспечивает определенная повторяемость событий их жизни (в частности, соблюдение ребенком до года режима дня). И всем карапузам необходим тактильный контакт с ухаживающим взрослым. Причем для многих малышей тактильный контакт - это именно пресловутое ношение на руках или в слинге, возможность спать с родителями в одной кровати, поглаживанием по головке от них не отделаешься.
Почему же многие дети ведут себя именно так, создавая родителям массу неудобств и усложняя им жизнь? В середине прошлого века популярна была концепция избалованности ребенка, но современные ученые ее отвергают (с точки зрения современных психологов, об испорченности ребенка можно говорить не раньше 3 лет - именно в этом возрасте он начинает идентифицировать себя как личность и получает возможность осознанно контролировать свои поступки). Что же касается грудных детей, то сейчас популярна теория, что потребность ребенка постоянно находится в контакте со взрослым до того времени, пока он (ребенок) не освоит основные двигательные навыки и физически не окрепнет, эволюционно обусловлена. Буквально до 19-20 века большинство человеческих сообществ жило в далеко не идеальных условиях, поэтому для грудничка быть на руках у мамы означает, что его не укусит змея, не съедят крысы, он не сгорит в пожаре от случайной искры и т.д. (он еще не способен мыслить рационально и понимать, что в современных квартирах змеи не водятся).
Что же происходит, если потребность в безопасности у ребенка первых месяцев жизни не была удовлетворена? Исследования на эту тему начали проводиться сравнительно недавно, и заключаются они в основном в том, что делаются попытки выявить взаимосвязь между психологией уже взрослых людей (детей, подростков) и методами воспитания, применявшимися к ним в младенческом возрасте. Полученные данные позволяют говорить о том, что люди, обделенные в грудном возрасте телесным контактом с родителями (которых в младенчестве оставляли покричать в кроватке, чтобы отучить ребенка от рук), а также отчасти дети, вскормленные по режиму, в детстве, отрочестве и зрелом возрасте страдают нарушениями сна, неврозами, отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в себе. Для них характерны проблемы в общении и в профессиональной сфере, поскольку любой новый опыт они воспринимают как источник потенциальной опасности.
Как потребность ребенка в безопасности изменяется с возрастом
В идеале, если потребность в безопасности ребенка до года удовлетворяется, со временем она уходит на второй план, уступая место любознательности - потребности в изучении окружающего мира. В то же время полностью она, конечно, не пропадает. В зависимости от возраста ребенка и стадии развития его мышления она видоизменяется. Ребенок как бы постепенно осознает разные уровни своей уязвимости, от физической до метафизической и экзистенциальной (уязвимость конечностью своего бытия):
- Осознание того, что материальный мир может таить в себе опасность, появляется примерно после 1,5-2 лет. На основе полученного ребенком опыта у малыша формируется очень полезное качество - осторожность. Она отвечает за его выживание в потенциально опасных условиях и ситуациях. Чем осторожнее ребенок, тем выше у него потребность в безопасности.
- Примерно к 2-3 годам у ребенка появляются иррациональные страхи, не связанные напрямую с его физическим опытом: страх темноты, боязнь сказочных персонажей. В это время безопасность для него - это в первую очередь осознание того, что ситуация контролируема. Ведь самое страшное в сказочных существах, с точки зрения ребенка, - это их непонятность и непредсказуемость. Здесь очень важна помощь и поддержка мамы и папы, которые должны научить его контролировать свои переживания и абстрагироваться от них. Детские страхи считаются нормальным явлением, результатом активного развития разных психических функций и приобретения ребенком определенного жизненного опыта (а сказочные персонажи и ситуации воплощают переживания, полученные им в реальности, его действительные страхи и опасения). Другое дело, что если кошмары и фантазии становятся навязчивыми, регулярно повторяются, сильно ухудшают качество жизни ребенка, это повод обратиться к детскому психологу.
- Страх смерти, как и страх утраты близких, может проявиться у ребенка ближе к 4-5 годам. Их возникновение говорит о достаточно высоком уровне развития абстрактного мышления у ребенка (некоторые психологи связывают появление этих страхов с тем, что потребность в безопасности во младенчестве все-таки не была удовлетворена, но это спорно). Снять беспокойство у ребенка, просыпающегося ночью с криком “мама, я не хочу умирать”, - задача для поистине незаурядных родителей. Некоторые находят выход в использовании аргументации религиозного свойства, но, естественно, никакого универсального решения для этой задачи нет.