Психология успеха и воспитание детей
Воспитание детей и психология успеха
Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и успешны и смогли полностью реализовать себя и в творчестве, и в общении, и в профессиональной деятельности. Тем не менее многие родители к 4-5 годам “ставят крест” на своих чадах, с сожалением констатируя: “нет, мой Вова точно ничего не добьется, он слишком мечтательный” или “моя Леночка такая застенчивая, пусть уж растет просто хорошей девочкой”. Как уверяет Ирина Петухова, консультант и бизнес-тренер, успешными большинству детей не дают стать сами родители.
Почему же так получается? Мы попросили Ирину выделить самые значимые причины, почему же мамы и папы, сами того не осознавая, ставят собственным детям “палки в колеса” на пути к самореализации.
Как родители мешают детям стать успешными?
Успешность слишком сильно связывается с финансовым благополучием и социальным признанием
Ирина Петухова: “В нашем социуме связь “успех-деньги-статус” особенно сильна, и родители зачастую неосознанно внедряют ее в сознание детей. Поэтому многие ребята школьного возраста уже знают, что все, что за пределами этой связки, никак не ассоциируется с успехом. Между тем, все люди разные, глобально у всех разные задачи, потребности, и каждый из нас может быть очень эффективным в рамках собственной жизненной стратегии. По большому счету, можно сказать, что успешность - это характеристика, показывающая, насколько человек умеет ставить перед собой цели, соизмеримые с его природными задатками, и успешно их достигать”.
Успешность ассоциируется с определенными чертами характера и индивидуальными особенностями
Ирина Петухова: “Этот стереотип тесно связан с предыдущим. Логично, что успех - это богатство и статус, поэтому “атрибутами” успешного человека будут считаться те качества, которые помогают этого добиться. Получается, что потенциально успешными у нас считаются две категории детей: активные, напористые (экстравертного склада) и целеустремленные “ботаники” с высоким уровнем интеллектуального развития (или очень творчески одаренные). Остальные, опять же, “за бортом”. Родители не озадачиваются тем, чтобы помочь им раскрыться, найти оптимальные возможности для реализации их внутренних ресурсов”.
Успешность и инициативность могут оцениваться негативно
“Отрицательные коннотации в оценке людей, которые чего-то добились в жизни, тоже одна из наших национальных черт, - рассказывает Ирина Петухова. - Или, как один из вариантов, это позиция “не лезь, не высовывайся”, которая транслируется детям чуть ли не с пеленок и к школе напрочь отбивает у них желание хоть в чем-то проявлять активность. Конечно, у многих из нас, взрослых, есть печальный опыт, который говорит о том, что инициатива может быть наказуема. В то же время наше стремление оградить детей от возможных неприятностей иногда просто перевешивает здравый смысл. А здравый смысл должен подсказать нам, что и опыт наш не всеобъемлющ, и эпоха уже совсем не та”.
Какие же качества нужно воспитывать в детях, чтобы они умели добиваться своих целей?
Осознание своих сильных и слабых сторон и собственных потребностей
“Выше я уже говорила о значимости правильного целеполагания для самореализации, - поясняет Ирина. - Иными словами, человек должен очень четко представлять, чего хочет добиться (и насколько он к этому предрасположен) он сам, не ориентируясь на стереотипы, бытующие в социуме, и предпочтения близких. У нас сплошь и рядом бывает так, что ребенка с детства ориентируют на развитие в сфере, которая ему не близка и не интересна (например, для продолжения “семейной династии” отдают в музыкальную школу). И даже если с формальной точки зрения его деятельность будет результативной, она все равно не будет приносить ему такого удовлетворения, как по-настоящему любимое занятие. Поэтому родителям очень важно с первых лет жизни правильно “направить” ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал”.
Целеустремленность, желание “расти над собой” и готовность “работать над ошибками”
Ирина Петухова: “Многие думают, что целеустремленность зависит от врожденных волевых качеств, поэтому, если человек от природы слабохарактерный, его бесполезно перевоспитывать. Я не вижу сильной зависимости между чертами характера и умением достигать своих целей. Это скорее определяется мировоззрением человека и его самооценкой. Знаю достаточно много людей, достаточно “мягких” по характеру, неконфликтных, которые, тем не менее, стали сильными управленцами. У человека такого склада обычно есть свои сильные стороны, которые ему помогают; да, есть и слабые, но их негативное влияние можно нивелировать, работая над собой. А посыл к саморазвитию, опять же, во многом задается в семье, и личным примером родителей, и проговариваемыми установками. Если они с детского сада учат ребенка “не пасовать” перед сложностями, воспринимать каждый трудный момент не как проблему, а как задачу, требующую приложения творческих и интеллектуальных усилий, у него очень хорошие перспективы”.
Эмоциональная стабильность и умение гармонизировать свое внутреннее состояние
Ирина Петухова: “Вся наша жизнь - это череда взлетов и падений, и чем насыщеннее и интереснее жизнь, тем больше в ней сложных и болезненных моментов, провалов и неудач. Если каждую из этих неудач воспринимать как трагедию и тратить на ее переживание много сил и времени, то для человеческой психики это будет просто неподъемно. Получается, для минимизации эмоциональных затрат у человека есть два выхода.
Первый - уменьшить количество стрессовых факторов в своей жизни, то есть отказаться от общения с неприятными людьми, от участия в сложных проектах, вообще “закуклиться”. Как вы понимаете, такая позиция не очень сочетается с установкой на успешность.
Второй вариант - просто перестать реагировать на неприятные раздражители, и он мне кажется наиболее конструктивным. Кстати, научить маленьких детей спокойно переживать свои неудачи и не воспринимать их “слишком лично” не так уж сложно, но, к сожалению, многие родители, наоборот, своим отношением к детским промахам (криком, руганью, постоянными дальнейшими напоминаниями о них) формируют у ребенка нездоровое отношение к подобным ситуациям. Стресс по поводу малейшего промаха и страх наказания могут отбить желание развиваться даже у самого талантливого ребенка”.
А вот несколько рекомендаций от Ирины Петуховой, как привить ребенку веру в себя и “правильный” настрой:
- Научитесь сами достигать поставленных целей. Ничто не будет мотивировать ребенка лучше, чем ваш пример.
- Учитесь понимать своих детей и уважать их индивидуальные особенности, будьте близки с ними.
- Очень осторожно относитесь к запретам и наказаниям: они отбивают желание проявлять инициативу (здесь читайте статью, как наказывать ребенка правильно).
- Ведите вместе с детьми активную жизнь, показывайте им, что мир интересен и разнообразен.
- Будьте позитивны и всегда настраивайте ребенка на положительный исход дела. Учите его видеть хорошее даже в плохом.