Если ребенка обижают в садике (вопрос психологу)

Если ребенка обижают в садике (вопрос психологу)

Рубрику ведет Александра Шарапова, клинический психолог
Отвечаю на вопрос Анастасии:

Здравствуйте!  У меня вот какой вопрос – дочке 3 года 4 мес., с 2,5 лет ходит в сад. Вроде была довольна, ходила с удовольствием. Потом у них в группе появилась девочка Ира, которая мою Лику начала задирать: толкать, отбирает у нее игрушки и т.д. Лика говорит, что такой “терроризм” направлен только на нее, хотя я замечала, что Ира вообще ребенок достаточно агрессивный, часто что-то делает наперекор воспитателям или другим детям. До драк (у Лики и Ирины) пока не доходило, на доча уже стала ходить в садик с меньшей охотой, иногда капризничает по утрам, когда я ее забираю, говорит: “Ира опять меня толкала”, или “отбирала” и т.д. Мы с мужем сейчас пытаемся понять, как сориентировать дочку вести себя с этой девочкой, потому что таких детей еще много будет у Лики на пути, ей сейчас очень важно получить “первый опыт”. Муж настаивает, что Лика должна давать сдачи (физически), я считаю, что это неправильно, потому что перерастет просто в драку, не будет конструктива. Не знаю, стоит ли вмешивать в вопрос воспитателей (пока нет откровенных разборок), потому что, наверное, в этом возрасте дети сами должны уже учиться?
В общем, хочется услышать ваше мнение по этому поводу, как себя вести, как настроить Лику (на какую линию поведения). Может, муж прав, и агрессивным детям нужно давать отпор их же “оружием”? Просто у меня у самой в садике была девочка, которая меня доводила, сейчас вспоминаю с улыбкой (даже рассказала об этом дочке), а вот в детстве это было совсем невесело. В сад я ходила со слезами, у меня даже потом начались проблемы в общении с другими детьми. А родители говорили что я сама виновата, не умею поставить ее на место. В общем, вы поняли, что я просто не хочу повторения ситуации:) Спасибо!

Анастасия, в первую очередь меня порадовало, что Вы подходите к рядовым для взрослого ситуациям в детском садике со всей серьезностью. Действительно, способность “постоять за себя” заложена природой не у всех, этому нужно учиться и учить своих детей. Именно в “садичном” возрасте закладывается основа социальной успешности, уверенности ребенка в социуме.
Выбор линии поведения в случае, если Ваш ребенок стал мишенью для таких мелких хулиганских нападок, стоит за Вами и зависит от серьезности ситуации, по которой Вы будете ориентироваться, глядя на поведение и эмоции ребенка.
Пока у дочки не сформировался страх незащищенности и неуспеха, рекомендую Вам попробовать конструктивные способы разрешения конфликта, но если ребенок будет плакать, изменится в поведении, будет ежедневно отказываться идти в садик - думаю, вопрос уже выйдет за рамки бытовых неурядиц (поскольку ставит под угрозу эмоциональное благополучие Лики) и должен будет решаться на уровне разговоров с воспитателями и принятия ими каких-либо мер в адрес девочки-агрессора.

Пока ситуация не настолько напряжена, поговорите с Ликой. Может быть, она просто не знает, как реагировать на нападение, кроме агрессии, которую, кстати, маленькому ребенку обычно запрещают выражать еще с пеленок?
Возможно, ей будет интересно послушать о том, как вопрос авторитета и самообороны решается в природе. Поищите информацию, посмотрите документальные фильмы о природе, особо акцентируя внимание дочки на том, как ведут себя животные друг с другом (на дискавери у National geographic есть подобные фильмы). У животных существуют определенные законы и правила выражения авторитета и подчинения, посмотрите, когда одним своим видом животное показывает, что оно признает другого как равного, но не сдается ему; в чем конкретно это выражается, как уверенное животное реагирует на нападение. Покажите на контрасте, как  ведет себя “сдавшееся” животное. По сути, важен именно “набор” внешних признаков: уверенный взгляд “глаза-в-глаза” и голос, смело поднятая голова. Предложите Лике почувствовать себя таким уверенным животным (когда в садике Ира будет пытаться ее обидеть), изобразить его повадки и произнести в этот момент “волшебную” фразу (выбор коротких фраз, не больше 2-3, обсудите и выучите заранее дома). Это могут быть фразы типа “меня нельзя обижать”, “не делай мне так”, “со мной так нельзя”. Оговорите заранее, что голос во время произнесения фраз должен быть четким, смелым и в меру жестким, не предполагающим сомнения. Если “нападение” будет серьезным (оговорите возможные варианты), предложите Лике крепко схватить обидчицу за руку и повторить фразу еще раз, стараясь глядеть ей в глаза.
Расскажите, что раз умению постоять за себя нужно учиться, то, возможно, потребуется проделать все это несколько раз, прежде чем Лика научится по-настоящему отвечать на нападения со стороны Иры. Кстати, если они и не прекратятся, то отношение Лики к ним значительно изменится и не будет ее беспокоить.
Я бы начала с этих упражнений, а дальше ребенок сам подскажет линию развития навыка уверенности.
По поводу “отвечать на агрессию агрессией” скажу, что по моему мнению, этот способ имеет смысл пробовать, только если ребенок чувствует абсолютную незащищенность и абсолютную же потребность отстоять себя (загнан в угол). В остальных случаях неприятных последствий от ответной агрессии гораздо больше, чем от уверенных заявлений, описанных выше.
Удачи Вам и Вашей дочке!!!

Задайте свой вопрос психологу!




Добавить комментарий: