Основы безопасности детей: новые навыки - новые риски
Основы безопасности детей: новые навыки - новые риски
Подход к обеспечению безопасности ребенка будет меняться в зависимости от его возраста, развития и приобретенных им навыков.
Основы безопасности детей 0-2 месяцев
В этом возрасте дети еще неспособны сами передвигаться, что в какой-то мере облегчает жизнь родителей. Однако малыши еще очень уязвимы. А это может быть поводом для беспокойства. В этом возрасте стоит:
- Во время сна ребенка поворачивать его голову попеременно на одну и на другую сторону, чтобы не деформировалась форма головы.
- Регулярно подстригать ногти карапуза (дети во время первых месяцев жизни могут сильно себя исцарапать).
- Не допускать, чтобы в глаза малыша светил яркий свет.
- Для профилактики возникновения колик у новорожденного ребенка почаще выкладывать малыша на животик, но спать ему лучше на спине (многие врачи утверждают, что сон на спине снижает риск СВДС - синдрома внезапной детской смерти).
Основы безопасности детей в 2-4 месяца
В этом возрасте ребенок приобретает первый опыт самостоятельного перемещения в пространстве (учится переворачиваться, делает попытки ползать). Поэтому на данном этапе развития важно, чтобы первый опыт не оказался для него негативным и не был связан с падением с дивана или пеленального столика. Даже если ваш ребенок не подавал пока признаков того, что он собирается поползти или перевернуться, не оставляйте его на краю дивана, родительской кровати или на пеленальном столике непристегнутым. Кроме того, ребенок учится «оперировать» своими ручками и может неудачно просунуть их между прутьями кроватки. Если вы еще не поставили в нее мягкие бортики, пришло время это сделать.
Основы безопасности ребенка в 4-6 месяцев
Начался «хватательный» период. Идет активное развитие мелкой моторики рук у ребенка: он все тянет в рот. Поэтому уберите из его поля зрения все то, что грызть и сосать, с вашей точки зрения, не следует. В этом возрасте дети очень любят рвать и жевать книги и журналы - держите их от малыша подальше. Проконтролируйте, чтобы на одежде не было длинных тесемок, в которых карапуз может запутаться, и легко отрывающихся пуговиц. Чадо делает первые попытки сидеть (часто падая на спинку) и, возможно, уже пытается вставать в кроватке. Купите ему специальную противоударную шапочку: это минимизирует риск во время ударов головой. Если кроха очень подвижный, а кроватку и манеж как места обитания не признает, настало время переселить малыша на пол. Оборудуйте ему уголок на ковре или толстом одеяле: с дивана он будет очень часто падать. Обязательно пристегивайте его в стульчике для кормления и в коляске.
Риски:
- падение с дивана, пеленального столика;
- несчастный случай во время купания;
- малыш может случайно обмотать вокруг шеи тесьму, шнурок.
Безопасность малыша в 6-8 месяцев
В этом возрасте малыш сам садится, пытается вставать. Последнее иногда у него получается, но чаще он падает, однако уже «правильно», то есть не на спину, а на коленки и руки. На этом этапе ваша задача - уберечь малыша от ударов об углы, опасные поверхности и предметы. На углах стоит прикрепить специальную «защиту». Все опасные предметы (мебель на колесиках, стеклянные столы, напольные вазы и т. д.) уберите из пределов досягаемости ребенка. Ребенку не стоит играть с мелкими предметами, которыми можно подавиться. Если ребенок научился ползать, настало время более пристально следить за чистотой в квартире.
Дважды подумайте, прежде чем покупать малышу ходунки и прыгунки: значительное количество травм дети получают именно в этих устройствах. Поэтому, если вы пользуетесь ими, не оставляйте ребенка без присмотра.
Риски:
- удары об углы, падения;
- ребенок может поперхнуться мелкой игрушкой, деталькой, кусочком пищи;
- малыш может опрокинуть на себя ненадежно стоящий предмет.
Основы безопасности ребенка в 9-18 месяцев
И вот, наконец, настал момент, которого с содроганием ждали все родители. Ребенок практически свободно передвигается по квартире, хватает все, что плохо лежит… Не пытайтесь увещевать карапуза или наказывать его: он просто не поймет, что вы от него хотите. Просто уберите подальше все мелкие и бьющиеся предметы, бытовую химию, косметику. Если убрать некуда, то блокируйте ящики и дверцы, чтобы маленький исследователь не смог туда залезть. Если есть возможность, вывезите из квартиры лишнюю мебель (к родителям или в сад) - пусть будет больше свободного пространства. Уберите лишние провода, купите специальные «заглушки» для электрических розеток и блокираторы на вентели газовой плиты. Особое внимание уделяйте тому, чтобы карапуз не прищемил себе пальцы дверью. Научите ребенка «правильно» забираться на диван, кресло и слезать оттуда. В первые месяцы лучше, чтобы ребенок делал это в вашем присутствии.
Риски:
- малыш может поперхнуться мелким предметом;
- ребенок может проглотить лекарство, выпить растворитель, съесть стиральный порошок;
- дети могут порезаться об острый предмет;
- конфликты с домашним животным;
- падение с поверхности, куда малыш забрался.
Основы безопасности ребенка в 1,5-3 года
Итак, малыш немного подрос и поумнел: он уже не тянет в рот все, что «плохо лежит» (это вовсе не означает, что можно выкладывать лекарства и бытовую химию в открытый доступ), не пытается схватить нож за лезвие или сбросить на себя утюг. Но это не означает, что родители могут расслабиться: сейчас нужно быть особенно бдительными вне дома: на улице, детской площадке. Чадо стремится подражать взрослым детям и залезть на шведскую стенку точно так же, как пятилетний Петя, покувыркаться на турнике, как семилетняя Маша, или побегать по двору между машинами, как десятилетний Вова. Другие дети могут бросать в вашего ребенка песком, фехтовать с ним на палках и игрушечных мечах… В общем, вывод один: ни в коем случае не оставляйте ребенка на улице без присмотра, тщательно разъясняйте ему правила безопасного поведения на детской площадке, пресекайте драки, особенно с применением «подручных средств».
Риски:
- неправильное обращение со спичками, зажигалками, инструментами;
- падение с лестницы;
- падение со снаряда на детской площадке;
- общение с незнакомыми животными;
- общение с другими детьми.