Наши источники
Наши источники
Специалисты, чьи работы редакция сайта использует при подготовке материалов (рекомендуются к прочтению всем думающим родителям):
Боулби Джон - английский психолог и психоаналитик, основоположник теории привязанности; особое внимание уделял исследованию развития личности ребенка и его отношений с окружающими, особенно с матерью. Одним из первых высказал предположение о связи между отсутствием в жизни малыша материнской любви и возникновением у него психологических проблем в более старшем возрасте. Несмотря на то, что первоначально его взгляды подвергались резкой критике, сейчас Боулби считается одним из классиков психологии. Его работы помогут понять, насколько значимы для текущего и дальнейшего благополучия ребенка его взаимоотношения с родителями в первые месяцы и годы жизни.
Работы: «Привязанность»; «Создание и разрушение эмоциональных связей».
Винникотт Дональд - британский психоаналитик, один из наиболее авторитетных исследователей психологии детей первых лет жизни и детско-родительских отношений.
Работы: “Маленькие дети и их матери” и “Разговор с родителями”
Выгодский Лев Семенович - советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Его теории легли в основу современной западной педагогики. Описывал разные этапы развития ребенка, изучал влияние культуры и социальной среды на формирование личности и мышления. Его работы будут полезны родителям, которые ориентированы на гармоничное личностное и интеллектуальное развитие ребенка.
Работы: «Проблема культурного развития ребенка»; «Орудие и знак в развитии ребенка»; «Исторический смысл психологического кризиса».
Доман Гленн - американский врач-нейрофизиолог, автор методов восстановления для детей с заболевания нервной системы и методик раннего развития для обычных детей. Методика Домана основывается на результатах исследований, показывающих, что наиболее интенсивное психологическое и интеллектуальное развитие ребенка идет в первые 6 лет жизни. В 1955 году основал Институт Развития Человеческого Потенциала (Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP). В книгах Домана даются ответы мамам и папам на непростой вопрос: что делать, чтобы к 6 годам их ребенок умел читать, считать и был настоящим эрудитом.
Работы (переведенные на русский язык): «Как научить малыша читать»; «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга».
Ибука Масару - знаменитый японский инженер, один из основателей корпорации Сони, занимавшийся также весьма серьезно изучением педагогики, детской психологии и принципов раннего развития.
Работы: “После трех уже поздно”
Ле Шан Эда - американский психолог, педагог, автор популярных книг, посвященных детской психологии.
Работы: “Если ваш ребенок сводит вас с ума”
Лупан Сесиль - автор популярной книги “Поверь в свое дитя”, в которой обобщила свой опыт по развитию и воспитанию дочек. Читать тем родителям, кому более интересны практические рекомендации и наблюдения, чем теоретические выкладки.
Маслоу Абрахам - американский психолог, основатель гуманистической психологии, создатель знаменитой “пирамиды потребностей”. В противовес Фрейду, утверждавшему, что к развитию человека подвигает, в первую очередь, подавленная сексуальность, выдвинул свой взгляд на человеческую мотивацию. С его точки зрения, разные люди руководствуются разными побуждениями, причем не только стремлением к удовлетворению основных физиологических потребностей, но и более “высокими” целями. Читать тем родителям, которые хотят, чтобы их ребенок нашел себя и полностью реализовал свой потенциал.
Работы: «Мотивация и личность»; «К психологии бытия»; «Дальние пределы человеческой природы».
Маккена Джеймс - американский профессор, специалист в области биологической антропологии, член Американской ассоциации за прогресс в науке (American Association for the Advancement of Science), основатель Лаборатории изучения детского и родительского сна (Mother-Baby Behavioral Sleep Laboratory). Занимается активной популяризацией данных о пользе совместного сна родителей и детей; автор многих публикаций, участник теле и радиопрограмм. Он практически полностью пересматривает традиционные представления о младенческом сне, убедительно доказывая, что многие явления, которые относятся педиатрами и неврологами к нарушениям сна (если грудной ребенок плохо спит ночью, не умеет засыпать самостоятельно), являются вариантом нормы и сами проходят при правильно организованном уходе за малышом.
Монтессори Мария - итальянский педагог, философ. Метод Монтессори основан на индивидуальном подходе к каждому ребенку: с ее точки зрения, наиболее эффективны те занятия, в которых малыш сам выбирает предпочтительный для себя вид деятельности, способ работы с “материалом”, продолжительность занятия - это позволяет педагогу выработать оптимальный подход к каждому ребенку. В Монтессори-педагогике отсутствуют понятия “соревнование” и “сравнение”, так как они мешают раскрыть потенциал каждого конкретного малыша. Лучше всего метод Монтессори подходит для развития деток первых лет жизни.
Работы: «Значение среды в воспитании»; «Развитие потенциальных возможностей человека»; «Разум ребенка».
Серз Уильям - современный американский педиатр, родоначальник стиля воспитания ребенка, названного “attachment parenting” (в России обычно переводится как “стиль сближения”), во многом основанного на теории Джона Боулби, а также на методах ухода за детьми, традиционно практикующихся местным населением во многих странах Азии, Африки, Америки. В основе стиля сближения - постоянный контакт родителей и малыша, удовлетворение всех потребностей ребенка первых месяцев жизни, сведение к минимуму плача.
Работы: «Ваш малыш от рождения до двух лет»; «Книга грудного вскармливания»; «Карманный педиатр».
Фрейд Зигмунд - основатель психоаналитической школы, австрийский психолог, психиатр и невролог. В основе его теории - утверждение, что психические расстройства человека вызваны разнообразными взаимодействиями бессознательных и сознательных процессов. В качестве “основной движущей силы” развития личности Фрейд рассматривает психосексуальную энергию, творчество в той или иной степени Фрейд считал результатом подавления этой энергии (сублимации). Достаточно много внимания Фрейд посвятил исследованию детских переживаний пациентов, поскольку именно детские психологические травмы он считал основным источником взрослых комплексов и неврозов.
Многие психологи и психотерапевты сейчас критически настроены по отношению к Фрейду, но его полезно будет почитать хотя бы для того, чтобы понять, насколько сложна структура человеческой психики и что определенные переживания ребенка могут иметь долговременные последствия.
Работы: «Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно»
Эриксон Эрик - немецкий психолог и психоаналитик. Для родителей в первую очередь интересна его теория стадий психосоциального развития, которая объясняет многие особенности психологии ребенка на разных этапах его развития, а также нюансы формирования его взаимоотношений с социумом.
Работы: «Детство и общество»
Юнг Карл - родоначальник аналитической психологии. Отчасти продолжал линию Фрейда и принял его термин “бессознательное”, но вкладывал в него несколько иное содержание. Бессознательное по Юнгу - это не только продукт личного опыта человека, но и “хранилище” символов и архетипов, в которых зашифрована информация, накопленная человечеством за все время своего существования. Символы и архетипы проявляют себя в сновидениях, искусстве и т.д. Юнг очень серьезно изучал психологию культуры и искусства, а также творчество с точки зрения его психотерапевтического потенциала.
Читать родителям, которые хотят как можно глубже понять своего ребенка и помочь ему как можно глубже понять окружающий мир.
Работы: «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного»
Другие полезные ресурсы:
- www.llli.org - сайт “Ла лече лига”, международной медицинской организации , занимающейся популяризацией грудного вскармливания
- www.рsymama.ru - сайт с научными публикациями по перинатальной и семейной психологии
- www.komarovskiy.net - сайт Евгения Комаровского, современного украинского педиатра, автора популярных книг о детском здоровье и уходе за детьми
- www.who.int/ru - сайт Всемирной организации здравоохранения
- rusmedserv.com - русский медицинский сервер