В турпоход с детьми? Конечно!

В турпоход с детьми? Конечно!

Недавно наткнулась на занимательную брошюрку известного на Урале путешественника Николая Рундквиста “Начало долгого пути”. Название могло бы вызвать ассоциации с какой-то сектантской литературой, но нет, это оказалось занимательное пособие по организации турпоходов с детьми. Я освоила эту брошюру на одном дыхании, не столько даже из-за ее практической ценности для меня в данный момент (у нас в Екб в поход с ребенком можно выползти только под осень, ибо клещи свирепствуют), а из-за того, что вся она пронизана духом и настроением “настоящих” турпоходов, куда ходили наши родители и почти перестали ходить мы, привыкшие к “олинклюзив”. Вспомнились из детства штормовки, натяжные палатки, песни под гитару и по вечерам чтение Стругацких вслух у костра. Ну да ладно, Остапа понесло)) Полезные советы в книге тоже есть, и немало.

Сразу скажу, что здесь идет речь о достаточно долгих (примерно на неделю) походах, с достаточно продуманной организацией, с большим количеством багажа (подбор снаряжения и вещей тоже подробно описан, не буду его воспроизводить), в которые вовлечено достаточно много людей. Но никто не мешает начать с “простенького” двухдневного похода в составе “мама-папа-дите”.

О целях
Основными целями вовлечения детей (минимальный возраст “походников”, который здесь озвучивается, - 3 года) в турпоходы Рундквист объявляет привитие им навыков сотрудничества, командной работы и “экологическое воспитание”. То есть приучить их не ломать деревья, разводить костры в специально отведенных местах, убирать за собой мусор. Цель достойная, потому что как-то с экологическим воспитанием у нас уже в каком поколении все не складывается. Но это цель, конечно, самая общая. А цель каждого конкретного похода - это, как ни банально, или развлечь детей, или доставить радость родителям (по словам путешественника, совместить и то и другое получается крайне редко, не стоит на это и рассчитывать). Потому что у маленьких детей свои представления об отдыхе, у родителей - свои. От того, какую цель вы себе поставите, будет зависеть планирование маршрута, распорядок дня и т.д.

Планирование маршрута
Предположим, что в поход мы все-таки идем ради детей (брошюра все-таки посвящена этому типу похода, про “взрослый” туризм у Рундквиста есть куча не менее интересных произведений). В этом случае путешественник озвучивает следующие требования к маршруту: он должен быть максимально легким, не требовать иных навыков, кроме ходьбы. Естественно, никаких болот, колючек. Кроме того, он должен включать какие-нибудь природные или исторические достопримечательности. В общем, он должен быть “красивым” (чтобы детям было чем полюбоваться) и максимально разнообразным, потому что они устают от монотонности. В книге он приводит несколько маршрутов по Уралу продолжительностью примерно на неделю.

Распорядок дня
Опять же, в силу того что дети быстро устают от монотонности, в книге рекомендуется постоянно чередовать переходы и привалы: 10-15 минут переход, столько же - привал. До обеда рекомендуется сделать не более 4 переходов. Затем после 2-часового послеобеденного отдыха Рундквист рекомендует продолжить движение (сделать еще 3 перехода) и не стремиться к тому, чтобы дети поспали днем. Объясняет он это тем, что в подавляющем большинстве дети (особенно если их несколько) слишком возбуждены, чтобы заснуть. К тому же на свежем воздухе они хорошо высыпаются ночью.
Каждые 3-4 дня путешественник рекомендует устраивать дневку - дневной привал, чтобы половить рыбу, пособирать грибы и ягоды, осмотреть какие-то природные достопримечательности.

Обязанности детей в походе
Рундквист неоднократно подчеркивает, что очень важно, чтобы у детей была тоже соответствующая их возрасту нагрузка (это учит ответственности, самостоятельности). Во время подготовки к походу они могут сушить сухари, паковать продукты. Во время похода у ребенка должен быть рюкзак с его вещами (или хотя бы их частью). В общем, еще раз повторюсь, автор делает акцент на том, что поход - это не только отдых, но и воспитательное мероприятие, которое направлено на привитие ребенку ответственности и самостоятельности.

Все истории в рубрике «личный опыт»




Добавить комментарий: