Как отучить ребенка от рук и стоит ли это делать?
Как отучить ребенка от рук и стоит ли это делать?
Как отучить ребенка от рук? Этим вопросом задаются многие родители, которые вместо карапуза, миролюбиво лежащего в кроватке, получили “маленькое чудовище”, поднимающее вопль при первой попытке переложить его с рук в более желанное для утомленных родителей место. Итак, вам достался такой “ручной” ребенок, и вы постепенно приходите к мысли, что ситуацию нужно как-то менять. Поменять ее, безусловно, возможно. Только в первую очередь вам стоит самим ответить себе на вопрос: а для чего мне нужно отучать ребенка от рук?
Несколько вариантов ответов
Ситуация первая. Бабушки-тетушки-педиатр уверили вас, что если вы не “выдрессируете” карапуза в ближайшее время, то к году он станет капризным, невыносимым, “сядет на шею и свесит ножки” и будет по любому поводу закатывать истерики.
Какова же суровая действительность? На самом деле ни бабушки, ни тетушки, ни даже участковый педиатр не имеют статистики о взаимосвязи ношения ребенка на руках во младенчестве и поведенческих проблемах в дальнейшем. Бабушки скорее транслируют некий “народный стереотип”, причем делают это по принципу “Пастернака не читал, но осуждаю”, то есть сами они не носили вдоволь детей на руках, но откуда-то знают, что это плохо. Педиатр учился разбираться в какашках и прививках, но о психологических потребностях малышей он знает ненамного больше вашего. В то же время результаты современных исследований говорят о том, что если ребенок получает достаточную “порцию” тактильного контакта со взрослым (в первую очередь с мамой), то он вырастает более спокойным и управляемым. Другое дело, что дети, с которыми много возились во младенчестве, действительно до 2-3 лет больше привязаны к родителям, чем их сверстники. Это может стать проблемой для мам, вынужденных в год отдать ребенка в ясли и выйти на работу. С другой стороны, именно эта привязанность станет залогом ваших доверительных отношений с ребенком в будущем.
Поэтому, если “доброжелатели” настаивают на том, что ребенка пора отучать от рук, а вы в этом не уверены, то объявите этим “доброжелателям”, что решение о воспитательных методах принимать будут исключительно родители. И обращайте меньше внимания на их советы, а больше - на собственную родительскую интуицию и на рекомендации действительно авторитетных специалистов.
Ситуация вторая. Мама в принципе не против удовлетворять все потребности малыша, но она настолько устает, что у нее банально нет сил. Поэтому она уже подумывает о том, чтобы начать отучать ребенка от рук.
В этом случае нужно просто пересмотреть организацию быта и перераспределить домашние обязанности. Привлекайте к уходу за ребенком родственников, подруг и друзей, не стесняйтесь делать это, многие с удовольствием пару часов в неделю понянчатся с малышом. Если есть возможность, найдите хорошую няню. Очень облегчат жизнь мамы разнообразные приспособления, которые временно отвлекут внимание малыша: начиная от музыкальных игрушек, мобилей, развивающего коврика и заканчивая специальными виброколыбелями, которые разработаны для успокоения малышей, страдающих коликами.
Ситуация третья. Мама решает отучить ребенка от рук, потому что не хватает времени на домашние дела.
В данном случае можно посоветовать маме пересмотреть свои приоритеты. Ощущение нехватки времени, скорее всего, субъективно, ведь мало у кого из современных женщин огромное хозяйство, за которым нужно смотреть. А для того чтобы приготовить несложный обед, загрузить белье в стиральную машину и несколько раз в неделю прибраться в квартире, много времени не нужно. Изучайте приемы тайм-менеджмента, привлекайте к работам по дому родственников, пользуйтесь слингом или кенгурушкой и поймите наконец, что ребенок важнее домашнего хозяйства.
Ситуация четвертая. В семье финансовые проблемы, маме нужно рано выйти на работу и отдать ребенка в садик (см. ситуацию 1), потому что ни родственников, могущих присматривать за чадом, ни денег на няню у нее нет.
Возможно, в такой ситуации действительно оправдано раннее дистанцирование мамы от ребенка. Другое дело - далеко не факт, что малышу для этого стоит отказывать в тактильном контакте. Попытайтесь с первых месяцев жизни приучить его к обществу других людей. Оставляйте его с подругами и родственниками, часто ходите с малышом в гости. При этом те часы, которые вы будете проводить с ним вместе, старайтесь наполнять теплом и любовью.
Напоследок три истории с интернет-форумов. Возможно, они помогут вам принять верное решение относительно того, стоит ли отучать ребенка от рук и как это делать.
История первая, с позитивным финалом.
Мария: “Первый сын у меня был очень “ручной”, до полутора лет ходила с ним в туалет. Когда родила второго, поняла, что больше я этого не хочу. И чтобы не задаваться вопросом, как отучить ребенка от рук, решила просто не приучать. В роддоме я клала его в кроватку сразу же после того, как покормлю, на руки лишний раз не брала. Когда приехали домой, запаслась музыкальными игрушками, мобилем и сразу после того, как малыш проснется, включала ему их по очереди. На руках не таскала и через пару месяцев поняла, что метод работает. Ребенок рос спокойным и совершенно не “ручным“.
История вторая, с грустным финалом.
Ольга: “Моя сестра в два месяца решила отучить ребенка от рук. Давала ему проораться, на руки не брала, вообще внимания на него не обращала. Сейчас ему два года, ревет по любому поводу, постоянно устраивает истерики. Если бы его не мучили во младенчестве, то, возможно, ничего этого не было бы“.
История третья, философская.
Ирина: “Я никогда не могла понять, почему у меня столь негативные воспоминания о самом раннем детстве: я постоянно чувствовала себя одинокой, брошенной, ощущала себя, можно сказать, патологически несчастной. Меня удивляли люди, которые вспоминают о детстве как о самом лучшем времени в жизни! Смогла я все это объяснить только после того, как сама родила и почитала кое-какую литературу о детской психологии. Поняла, что ощущение брошенности было, скорее всего, связано с утратой контакта с мамой. Как рассказал мне папа, меня воспитывали в русле принятых тогда традиций: на руки брали мало, оставляли поплакать в кроватке. Плакала я много, видимо, очень хотелось любви и понимания. Оттуда же, видимо, “растут ноги” у моей низкой самооценки, патологической застенчивости, неуверенности. Обоих своих детей вдоволь таскала на руках - ни за что не хочу для них такого же детства“.
И что в итоге?
Получается, что возможны два способа “отучения от рук”. Первый - научить ребенка переключать внимание с мамы или папы на другие объекты: игрушки, музыку, телевизор, соску-пустышку. Для некоторых родителей такой подход оказывается весьма результативен; для других он “не работает” вообще. Второй способ - элементарно не обращать на ребенка внимания. Он может быть чреват “обратным” эффектом: ребенок, чья потребность в безопасности не удовлетворяется, часто становится нервозным, беспокойным и доставляет родителям массу проблем в более старшем возрасте.