Игры для малышей. Роль игры в развитии ребенка

Игры для малышей. Роль игры в развитии ребенка

Одним из самых эффективных и значимых инструментов социализации, обучения и приобщения ребенка к культуре является игра. Стоит упомянуть, что многие методики раннего развития детей включают в себя игровые элементы. Дети, еще не способные к определенным “реальным” действиям или участию в социальных процессах, имитируют их в ходе игры и тем самым приобретают знания и навыки, которые потребуются им в будущем.

Какова же роль игры в развитии ребенка и какие знания и навыки могут приобрести малыши?

  1. Подвижные игры: “догонялки”, “классики” и т.д. - способствуют физическому развитию ребенка: укрепляют его мышечную систему, тренируют вестибулярный аппарат. Такие игры, кстати, самые древние, и их “прототипы” можно найти даже у животных.
  2. В ходе “предметных” игр малыши обучаются манипуляциям с различными вещами (в том числе используемыми в быту). Идет активное развитие мелкой моторики, логики и пространственного мышления. Такие игры вполне могут быть частью режима дня даже у ребенка до года.
  3. Любые командные игры (независимо от специфики) учат детей навыкам коммуникации со сверстниками.
  4. Сюжетно-ролевые игры: ”дочки-матери”, “войнушка” - дают возможность представить себя “внутри” определенного социального процесса или ситуации (благодаря этому часто помогают, например, адаптации ребенка к детскому саду), развивают воображение. В ходе такой игры у ребенка в возрасте от 3 лет закрепляется определенное представление о себе как о личности, обладающей определенными качествами и мировоззрением. Игры с приключениями (“поиски клада”, “полет в космос”), помимо этого, расширяют кругозор и помогают формированию “полезных” качеств характера, таких как ответственность, инициативность, умение действовать в необычных ситуациях.
  5. Логические игры и игры на сообразительность тренируют память, логику, развивают эрудицию.
  6. Игры, связанные с лепкой, рисованием, сочинением сказок, развивают творческие способности и воображение малыша.
  7. Если вы задумываетесь о том, как научить ребенка говорить, поиграйте с карапузом: так он быстрее запоминает новые слова, обучается правильной артикуляции и также грамотному и полному выражению своих мыслей.
  8. Игры часто используются в детской психотерапии как средство коммуникации с ребенком и диагностики его проблем (подробнее об этом читайте в статье “Играем на здоровье, или Что такое детская психотерапия“).

Получается, что, правильно организовав игровой досуг малыша, можно “на выходе” получить разносторонне развитую личность. Причем для этого сгодятся любые игры: и старинные народные, и авторские, разработанные педагогами и методистами, и придуманные родителями в соавторстве с карапузом.

Стоит ли сразу разграничивать в восприятии малыша игру и “реальную” жизнь?

Сразу отметим, что на эту проблему нет единой точки зрения. Раньше педагоги утверждали, что родителям сразу следует ориентировать малыша, где “игра”, а где “не-игра”, чтобы ребенок понял, к каким жизненным ситуациям стоит относиться предельно серьезно. Очень не поощрялось использование игрового элемента в таких “ответственных” мероприятиях, как введение прикорма или приучение к горшку. Сейчас специалисты в большинстве своем не столь радикальны, и связано это с несколькими причинами. Во-первых, маленький ребенок (до 2-3 лет) просто не способен отделить “игру” от “не-игры”, для него это взаимоперетекающие ситуации. Во-вторых, обучение с использованием игровых элементов показало себя более эффективным, чем без таковых. Четкое же разделение процессов на “игровые” и “остальные” может привести к тому, что “не игровая” составляющая жизни будет восприниматься ребенком как нечто скучное и однообразное.




Добавить комментарий: