Подходы к воспитанию детей до года

Подходы к воспитанию детей до года

Существуют разные подходы к воспитанию детей до года, и в целом их можно разделить на 2 основные группы. К первой можно отнести методы воспитания ребенка, ориентированные на раннюю социализацию и “подгонку” ребенка под требования родителей и общества с первых месяцев его жизни. Во вторую группу попадают воспитательные подходы, пропагандирующие, что насаждать малышу определенные социальные нормы стоит не ранее того момента, когда ребенок научится говорить и овладеет основными физическими навыками настолько, чтобы достаточно эффективно сам обслуживать себя.

Концепция ранней социализации

Эта теория появилась примерно во второй половине 18 века, и связана она с расцветом эпохи Просвещения. Мыслители того времени выступали за взращивание в человеке разумного, доброго и вечного, причем предлагали делать это с пеленок. Таким образом, они выдвинули идею, что малыш с первых месяцев жизни достаточно сознателен для того, чтобы делать его объектом воспитания, то есть устанавливать для него определенные нормы и требовать их соблюдения. Впрочем, в то время педагоги ограничивались в основном теориями; к практике же насильственной социализации младенцев перешли в первой половине 20 века.

Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, интенсивное развитие промышленности привело к тому, что молодежь из сельской местности ринулась в крупные города, бабушки-дедушки же оставались в деревне. Таким образом была нарушена преемственность традиций ухода за новорожденными: молодым родителям некому было подсказать, как обращаться с грудничками, и эту функцию взяли на себя молодые врачи и педагоги, имеющие определенную теоретическую базу, но не обладающие, зачастую, практическим опытом. Во-вторых, рост фабричного производства также оказал свое влияние. Дело в том, что рабочие на фабриках и заводах с трудом приспосабливались к жесткому графику, и, для того чтобы следующие поколения взрослых были более дисциплинированными, решено было попытаться “выдрессировать” их еще на начальном этапе.

Так были выработаны рекомендации, которые в течение многих десятилетий ассоциировались с воспитанием детей до года: вскармливание по режиму, “неприучение к рукам” и категорический запрет на то, чтобы ребенок спал с родителями, - все эти меры были нацелены на то, чтобы ребенок как можно раньше научился быть самостоятельным и не доставлял взрослым неудобств. Грудное вскармливание считалось в это время чуть ли не пережитком, потому что, во-первых, оно казалось всем “неприличным” (так как было связано с оголением женской груди), а во-вторых, провоцировало тактильный контакт матери и ребенка, что, как думали многие, могло привести к его избалованности и зависимости от мамы.

Частичная критика концепции ранней социализации

В 1948 году в США вышла книга доктора Бенджамина Спока “Ребенок и уход за ним”, где он выступил с достаточно новаторскими для того времени идеями, касающимися воспитания детей до года. Он подвергал некоторому сомнению обязательность режимного кормления и выступил за допустимость более тесного контакта матери и ребенка (основная идея его книги - никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы). Для строгой, пуританской Америки тех лет это была бомба, которая позволила многим тысячам детей и родителей вздохнуть более спокойно. В то же время по сути своей книга была достаточно противоречивой, из-за чего сейчас воспитательный подход Спока часто подвергается жесткой критике. Так, в основе своей его концепция была гуманистична: он утверждал, что детей следует воспитывать добротой, а не наказаниями, что родитель должен стремиться раскрыть потенциал своего ребенка, вырастить его гармоничным и счастливым. В то же время многие пропагандируемые им методы не очень вписывались в эту концепцию: так, плач детей старше трех месяцев он рассматривал как средство манипуляции родителем, на которое родителю рекомендовалось не поддаваться, для чего нужно было оставить ребенка прокричаться, пока маленький вредина не поймет, что ничего не добьется.

Такая странная нестыковка - хорошая, в общем, идея и сомнительные советы по ее воплощению - была, скорее всего, связана с тем, что на момент написания книги практически не было данных о некоторых аспектах физиологии и психологии детей до года. В частности, десятилетия исследований потребовались для того, чтобы установить, какую роль играет тактильный контакт с мамой в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии младенца, что потребность в ночных кормлениях является физиологической нормой, а не признаком избалованности и вообще об избалованности ребенка в возрасте до 3 лет говорить бессмысленно: в это время его личность еще только формируется. Тем не менее с некоторыми вариациями предложенные Споком идеи воспитания детей до года используются и современной педиатрией. Во многом на них основаны рекомендации Американской ассоциации педиатров; некоторую перекличку с концепцией Спока можно найти, например, у Евгения Комаровского и Джины Форд (в частности, у них речь идет о том, что родители должны “подстраивать” ребенка под себя, а не наоборот). Впрочем, в адрес концепции ранней социализации все чаще звучит критика, и все больше сторонников приобретает второй подход к воспитанию детей до года.

“Стиль сближения” в воспитании детей до года

Предпосылки к возникновению нового воспитательного подхода начали появляться еще в 60-70-ые годы. Если говорить о социальных процессах, которые так резко повлияли на смену воспитательной парадигмы, то наиболее значимыми кажутся следующие:

  • осмысление итогов Второй Мировой войны, новое понимание ценности человеческой личности;
  • постепенное накопление знаний в области детской психологии (в частности, развитие теории привязанности, предложенной английским психоаналитиком Дж. Боулби);
  • окончательный кризис религиозного сознания (если раньше была ориентация “вести себя так, чтобы бог полюбил меня”, то сейчас люди предпочитали заслуживать любовь не бога, а близких, в том числе детей);
  • накопление информации о том, как сложилась жизнь людей, подвергшихся “ранней социализации” (среди них оказалось огромное число невротиков, людей, подверженных депрессиям, им сложно было строить свою семейную жизнь, они рвали отношения с родителями, и т.д.);
  • изучение незападного опыта по уходу за детьми и воспитанию детей до года (особенным “шоком” для западных педагогов и педиатров было знакомство с японской системой воспитания, в которой ребенок до 7 лет пользуется практически вседозволенностью, но при этом взрослые японцы - самая дисциплинированная и трудолюбивая нация в мире!)

В итоге в начале 90-ых годов появляются работы д-ра Уильяма Серза, написанные им в соавторстве с женой Мартой. В них он впервые вводит термин attachment parenting (в дословном переводе - “присоединительное” родительство, обычно переводится как “стиль сближения”) и задает основные постулаты нового подхода к воспитанию детей до года. Изучив методы “естественного” родительства (стиля по уходу за ребенком, который традиционно практикуется племенами Африки, Азии, Северной и Южной Америки), присовокупив к этому данные, полученные в результате анализа своего медицинского опыта и опыта коллег из разных стран, Серз утверждал:

  • в первые месяцы жизни малыш зависим от мамы не только физически, но и эмоционально, поэтому постоянный контакт с мамой необходим для его нормального развития и нарушение этого контакта может быть чревато негативными последствиями для него в будущем;
  • спокойный ребенок - это норма, к которой нужно стремиться, а плачущий ребенок - отступление от нормы, поэтому родители всеми способами должны стремиться минимизировать плач своего малыша;
  • для определенной категории детей (дети с повышенными психологическими потребностями; как правило, это слишком возбудимые или слишком тревожные малыши с неустойчивой нервной системой) ранняя социализация может иметь более пагубные последствия, чем для остальных;
  • каждый ребенок от рождения владеет определенными средствами коммуникации (голос, мимика, жесты), и внимательный родитель может очень быстро научиться понимать своего ребенка, это должно стать его целью и в дальнейшем обеспечит гармонию их отношений;
  • в первые годы жизни ребенка невозможно испортить и избаловать;
  • в процесс социализации (приучение к кроватке, отучение ребенка от грудного вскармливания, выставление ему определенных дисциплинарных требований) стоит вовлекать ребенка постепенно и бережно, учитывая возрастные особенности и основные физические навыки;
  • при правильном подходе (если в первый год жизни вы не тратите силы на то, чтобы приучить ребенка к режиму, к дисциплине, отучить малыша от рук и т.д.) родительство будет для папы и мамы источником исключительно положительных эмоций.

Сейчас многие постулаты Уильяма Серза подтверждены рядом новейших исследований, среди которых особенно ценными считаются эксперименты по изучению детского и родительского сна, проводимые лабораторией д-ра Джеймса МакКенны при университете Нотр-Дам (США). Стиль сближения, в основе которого лежит идея “родительство как удовольствие и для ребенка, и для родителей” находит все больше почитателей (этому в немалой мере способствует тот факт, что все больше людей во всем мире работают в режиме “домашний офис” и могут посвятить себя детям). Окажется ли этот подход к воспитанию детей до года очередным модным веянием или он станет некоей “педагогической константой” на десятилетия, а то и столетия? Время покажет.




Добавить комментарий: