Что умеет ребенок в 2 года?
Что умеет ребенок в 2 года?
Большинство родителей очень трепетно относятся к успехам своего чада и к тому, насколько его развитие соответствует неким “среднестатистическим” стандартам. С одной стороны, это закономерно; с другой, в погоне за соответствием формальным показателям, мамы и папы забывают о том, что каждый ребенок уникален и у каждого - собственный ритм познания мира и освоения навыков. В этой статье мы приводим самый обобщенный перечень знаний и навыков двухлетнего малыша, который значительно варьируется в каждом отдельном случае (Для того чтобы понять, в чем сильные стороны именно вашего карапуза, рекомендуем пройти онлайн-тест, посвященный диагностике способностей ребенка).
Итак, что умеет ребенок в 2 года?
Физическое развитие
Малыш ходит, бегает и прыгает, взбирается и спускается по лестнице и может попытаться залезть на шведскую стенку. Он умеет кувыркаться, бросает, ловит и пинает мяч, танцует под музыку, умеет крутить педали на велосипеде.
Развитие мелкой моторики
Обычно в 2 года ребенок умеет держать карандаш или ручку и, зачастую, даже выводить загогулины, претендующие на некоторый смысл. Он расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, “липучки” на одежде, зачастую пытается завязать шнурки на ботинках. Многие дети к этому возрасту уже осваивают кнопки на телефонах/клавиатуре и даже способны правильно вставить зарядник в телефон.
Навыки самообслуживания
Двухлетний карапуз пытается самостоятельно одеваться (правда, все предметы гардероба обычно получается надеть только с помощью родителей). Он умывается и чистит зубы, причесывается; он может сложить нужные ему предметы в сумку и достать их оттуда. Малыш хорошо пьет из кружки, возможно, он уже научился есть ложкой и/или вилкой; многие дети сами ходят на горшок (хотя если это не про вас, то ничего страшного в этом нет). Многие дети с удовольствием помогают родителям по дому, причем наиболее охотно они участвуют в “коллективных” мероприятиях, если вся семья прибирается, моет посуду и т.д. (о том, как развивать навыки самообслуживания у малыша, читайте в статье развивающие игры для детей 2 лет).
Речевое развитие ребенка
Словарный багаж ребенка в этом возрасте обычно превышает 100 слов (при этом имейте в виду, что сюда включаются и “упрощенные” слова, например, “ко” вместо “корова”, а также звукоподражания). Большая часть этого багажа - существительные, обозначающие окружающие карапуза предметы и близких ему людей; тем не менее многие дети с удовольствием запоминают и называния вымышленных персонажей из книг и мультфильмов. Обычно в 2 года ребенок умеет складывать слова в простые предложения (существительное+прилагательное или существительное+указательное местоимение и т.д.); некоторые детишки изъясняются уже достаточно правильными и объемными фразами и рассказывают фрагменты стихов. Впрочем, даже у таких “продвинутых” малышей еще сохраняются проблемы с артикуляцией: они могут не выговаривать определенные звуки, путать слоги. Через несколько месяцев это пройдет (здесь читайте как развивать речь ребенка в 2-3 года).
Интеллектуальное развитие ребенка
Зачастую двухлетние дети просто поражают взрослых сообразительностью: благодаря обучаемости, уже достаточно сформированной памяти, а также отсутствию каких-либо психологических барьеров они демонстрируют умения, повергающие старшее поколение в шок. Вот Петя, пару раз наблюдавший, как папа запускает с компьютера мультики, оставшись с бабушкой, включает этот прибор и полностью воспроизводит все папины действия. Или Марина отбирает у мамы ключи от квартиры и сама открывает нижний простенький замок. Конечно, дети пока не понимают сути производимых ими операций, но это и не главное, ведь результат достигнут!
Эти примеры приведены с целью проиллюстрировать тот факт, что от природы в детях заложен огромный потенциал. И если их природная любознательность будет поощряться, то их успехи удивят даже скептиков.
Но закончим наше лирическое отступление. Каковы же “стандартные” достижения двухлетнего малыша в интеллектуальной сфере? Во многих случаях он способен выявить причинно-следственные взаимосвязи между событиями (кастрюля постояла на плите, она горячая); пользуясь памятью и логикой, он способен проводить аналогии (в прошлый раз на плите стояла кастрюля и была горячая, а сейчас стоит чайник, значит, он тоже горячий). В 2 года ребенок умеет моделировать знакомые ему ситуации и пытается воспроизводить их в игре. Он разделяет объекты на категории и подкатегории и выделяет признаки этих объектов (цвет, форму, размер). Его любопытство уже может вступить в противоречие с его жизненным опытом: он знает, что манипуляции с некоторыми предметами могут быть небезопасны, поэтому свойства окружающих объектов он исследует с большей осторожностью.
Есть дети, которые к двум годам знают буквы и цифры. Как показывает практика, выучить их малышу намного проще, чем кажется на первый взгляд; другое дело, что для успеха этого предприятия нужен искренний интерес со стороны ребенка.
Общение и социализация
Если до 2 лет карапуз не был совсем “запущен” родителями, то к этому возрасту он уже неплохо общается со сверстниками: у него есть свои механизмы завязывания знакомства (в основном пока невербальные: взять за руку, протянуть другому малышу игрушку и т.д.), вовлечения другого ребенка в игру, есть определенный опыт решения конфликтных ситуаций. Малыш уже имеет определенное представление о том, что в коллективе свои правила игры: нельзя вести себя эгоистично, лучше делиться игрушками, если хочешь быть принятым в компанию; нельзя проявлять агрессию, потому что можно получить сдачи. Это мотивирует его более внимательно относиться к другим детям и стремиться понять их потребности.
В целом, уровень развития социального интеллекта ребенка в этом возрасте зависит не столько от его опыта общения со сверстниками, сколько от того, какие стандарты поведения привиты ему в семье. Если родители общаются друг с другом и со своими детьми спокойно, доброжелательно, пытаются разрешить конфликты исключительно “мирным” путем и найти компромисс, то у их чада, скорее всего, не будет проблем и в своем кругу