Методика Марии Монтессори: дети в развивающей среде
Методика Марии Монтессори: дети в развивающей среде
Мария Монтессори очень любила детей. Она добилась больших успехов, создав уникальную методику раннего развития ребенка, которая в наше время пользуется большой популярностью. Главное в этом методе - предоставление полной свободы в познании мира. Для реализации воспитанником познавательных интересов воспитатель должен подготовить особую обучающую «среду» и дать возможность в этой «среде» действовать самостоятельно.
Оборудовать «среду» Мария Монтессори начала с того, что полностью отказалась от традиционных парт и скамеек. В «Доме ребенка» (дневном приюте для детей-дошкольников) были установлены переносные столики и стулья. Ребенок мог их легко переставлять, занимая удобное для себя положение. При желании он располагался на полу на специальном коврике, самостоятельно занимаясь с дидактическим материалом. Учитель помогал в выборе дидактического материала, но не навязывал своего мнения. Ребенок мог заниматься с любым понравившимся ему материалом столько времени, сколько этого хотел. Единственное правило, которое он должен был неукоснительно соблюдать при работе с материалом: аккуратно сложить и убрать на место после того, как работа закончена.
Монтессори-класс разделяется на ряд тематических площадок или «зон». В процессе обучения не возбраняется свободно переходить из одной «зоны» в другую. Зона практической жизни обычно очень нравится маленьким детям. Не удивительно, ведь там собраны предметы, к которым дома даже притрагиваться запрещают: кастрюли, вилки, ложки, кружки с водой, рис, крупа. Это взрослые со скучной миной на лице моют стол, полируют серебро и перебирают рис. Для малыша 2-3 лет это самые интересные занятия! С помощью различных застежек, пуговиц, пряжек, кнопок, шнурков карапуз учится самостоятельно одеваться и следить за собой; кроме того, такие упражнения способствуют тренировке мелкой моторики рук. Зона сенсорного развития дает возможность познать окружающий мир с помощью чувств: научиться различать цвет, запах, звук, размер, форму окружающих предметов. Для умственного развития предназначены языковая, математическая, географическая, естественно-научная зоны.
Плюсы и минусы методики Монтессори
Методика развития Марии Монтессори имеет свои несомненные плюсы:
- Ребенок развивается в своем темпе, избегая не всегда выгодного для себя сравнения со сверстниками.
- Обучение по этой методике не предполагает «сверхраннего» развития, чреватого неврозами и срывами. Например, Мария Монтессори считала, что чтению можно научить в 4-5 лет, но не в восемь месяцев, как предлагает Гленн Доман. При этом метод Монтессори подходит для занятий и с самыми маленькими детками в возрасте нескольких месяцев.
- Родителей приучают к тому, что свое чадо не надо хвалить и поощрять за его достижения. Увлеченному ребенку якобы похвала вовсе не нужна. Вопрос весьма спорный, но такая точка зрения ограждает малыша от того, чтобы быть предметом родительских амбиций.
- Ребенок может заниматься тем, что ему действительно в данный момент интересно.
- Сразу столько учебных пособий, сколько есть в любом монтессори-садике, не могут купить даже самые «чадолюбивые» родители. Многие пособия уникальны и приобрести их в магазине бывает затруднительно.
- Нет проблемы под названием «как заставить этого шалуна сидеть неподвижно за партой хотя бы 20 минут». Увлеченный делом «по душе» даже самый гиперактивный ребенок проявляет чудеса усидчивости. А если не сидится за партой – можно удобно расположиться на коврике.
- Методика Монтессори способствует развитию самостоятельности у детей.
Однако применять исключительно эту методику для развития детей не всегда возможно.
Минусы методики:
- Метод несколько однобок: в первую очередь он “заточен” на сенсорное развитие ребенка, а также качеств, необходимых для восприятия и обработки информации, поступающей из окружающей среды (на развитие внимания, логики). При этом он не нацелен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, стимуляцию воображения. В монтессори-группе обычно бывает скучно детям-экстравертам, которые по своему темпераменту больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков монтессори педагогики.
- Более успешно эта методика может применяться для обучения дошкольников, чем старших детей. Потому что освоить самостоятельно переливание воды из одного стакана в другой – не то же самое, что пройти курс алгебры, ориентируясь главным образом на свои сиюминутные интересы. Именно поэтому современных монтессори-садиков в сотни раз больше, чем монтессори-школ.
- В развивающей методике М. Монтессори начисто отсутствует понятие «соревнования». Потому как сравнивать одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек индивидуален, и у него свой путь развития. Но попробуйте себе представить профессионального пловца или танцора, чье обучение было основано на принципах Монтессори. Сравнение своих результатов с результатами других часто необходимо: это позволяет малышу определить для себя, в каких областях знаний он может достичь совершенства, а какими ему стоит заниматься только для общего развития