Пять правил успешной подготовки и адаптации к детскому саду
Пять правил успешной подготовки и адаптации к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду – сложный и комплексный процесс. Если раньше подготовка малышей к посещению дошкольного учреждения сводилась к тому, что нужно было научить ребенка есть ложкой и ходить на горшок, то сейчас многие родители понимают: для того, чтобы карапуз чувствовал себя в садике комфортно, им придется менять многие его привычки, психологию и даже мировоззрение.
В процесс адаптации обычно включается сразу несколько социальных институтов: собственно семья, часто – «вспомогательные» учреждения (например, развивающие школы), собственно детский сад (во многих садиках есть группы неполного дня, специальные программы и занятия, которые помогают ребенку привыкнуть к новой среде). Но учтите, как бы хорошо вы ни подготовили малыша, все ваши усилия могут пойти насмарку, если условия в садике окажутся плохими. Например, если там практикуется принудительное кормление или укладывание, воспитатели неуравновешенны или не знают, как наказывать детей правильно.
Итак, что же нужно, чтобы адаптация к детскому саду прошла максимально быстро и спокойно?
1. Дождитесь психологической готовности ребенка.
Многие родители, отправляя ребенка в детский сад, исходят из соображений «маме пора выходить на работу» или «ему уже два года, пора бы и в садик». Между тем, даже если ваш карапуз достиг возраста, который считается «общественно приемлемым» для посещения дошкольного учреждения, это не значит, что он уже готов к новой жизни: вхождению в коллектив, принятию нового режима, отрыва от дома. Готовность малыша к детскому саду зависит от многих факторов – особенностей его темперамента, имеющегося социального опыта и даже стиля воспитания, принятого в семье. Для многих это становится открытием, но зачастую дети, проведшие первый год жизни у мамы на руках, чувствуют себя в детском саду намного комфортнее, чем малыши, которых изначально воспитывали в строгости и пытались привить им привычку к самостоятельности. Поэтому если ваш малыш устраивает истерики, если вас несколько часов нет рядом с ним, если он не очень контактен со сверстниками и в ответ на попытки общения с их стороны пугается и убегает, стоит подождать еще несколько месяцев. Но это не значит, что вы не можете постепенно практиковать то, о чем пойдет речь ниже.
2. Начинайте менять привычки ребенка за несколько месяцев до того, как малыш начнет посещать дошкольное учреждение.
Даже если психологически ваш ребенок уже готов к посещению детского сада, за какое-то время до первого визита вам, возможно, имеет смысл пересмотреть распорядок дня, режим питания, потренировать навыки самообслуживания. Привычки, связанные с физиологией, закрепляются в течение нескольких месяцев, поэтому вырабатывать их стоит начать заранее.
Имейте в виду, что в большинстве детских садов малышей укладывают спать в полпервого– час, так что если ваш малыш привык к дневному сну ближе к вечеру, есть смысл начать будить его пораньше, чтобы потребность в отдыхе возникала у него ближе к обеду. Достаточно важный нюанс – попробовать заранее научить ребенка засыпать самостоятельно. Конечно, нередки случаи, когда карапуз, дома укладывающийся только с грудью, достаточно спокойно и безболезненно привыкает к самостоятельному засыпанию в детском саду (особенно если на помощь приходит опытный и чуткий воспитатель). В то же время ситуация укладывания спать в непривычной среде может стать для ребенка сильным стрессовым фактором, поэтому лучше заранее потренироваться дома.
Некоторых деток необходимо переориентировать с дробного питания на полноценное четырехразовое – завтрак, обед, полдник, ужин. Да, многие педиатры сейчас утверждают, что привычка часто есть, но понемногу более здорова, тем не менее реальность такова, что в подавляющем большинстве детских садов ее не поощряют. Ну и болезненный для многих родителей вопрос – личная гигиена и пресловутое приучение к горшку. На самом деле, часто мамы и папы переоценивают значимость именно этого аспекта: в современных садиках воспитатели, знакомые с основами детской психологии, достаточно терпимо относятся к детям, не контролирующим еще свою выделительную функцию. Тем не менее начать знакомить ребенка с горшком и морально подготовить его к тому, что в детском саду ему придется регулярно пользоваться этим «приспособлением», лишним не будет.
3. Расширяйте круг общения малыша, разнообразьте ситуации взаимодействия с другими детьми.
В садике карапузу придется столкнуться с самыми разными ситуациями, в том числе и с конфликтными. И то, насколько сознательно и взросло он будет вести себя в них, намного больше определяет успешность адаптации к детском саду, чем умение пользоваться горшком. Поэтому, если вы решили, что в скором времени отдадите ребенка в садик, старайтесь сводить его с разными детьми в разных ситуациях. Помимо друзей по детской площадке, пусть он пообщается с родственниками своего возраста; водите его в развивающую школу, в детское кафе с игровой комнатой и т. д. В случае возникновения конфликтов обязательно анализируйте их вместе с ребенком и выбирайте на будущее более эффективные модели его поведения в таких ситуациях (как вести себя с драчунами, с жадными детьми и т. д.).
Будет полезно, если, общаясь с новыми детьми, ваш малыш усвоит основные этикетные формулы: как знакомиться, как попросить игрушку, как поблагодарить, как попрощаться.
4. Воспринимайте грядущие изменения позитивно и транслируйте это малышу.
Многие мамы (папы/бабушки), болезненно привязанные к ребенку, даже приняв решение отдавать его в детский сад, сильно переживают и рисуют в воображении те проблемы, которые поджидают их «золотко» среди бездушных воспитателей и жестоких детей. И начинаются реплики: «ах, как же ты будешь без мамочки», «они будут тебя обижать», «как же я не хочу тебя им отдавать»… После таких высказываний даже ребенок, изначально настроенный к грядущим переменам позитивно, начнет воспринимать их настороженно и все достигнутые ранее успехи в подготовке и адаптации к детскому саду сойдут на нет.
В этом случае родителям нужно самим очень четко определиться со своей мотивацией. Если «обстоятельства требуют», маме нужно выходить на работу, ребенка не с кем оставить дома, то нужно прекратить паниковать и самим срочно настраиваться на позитив. Формулировки меняются на «в садике очень интересно, у тебя будет много друзей», «там столько новых игрушек!», «вы будете каждый день рисовать и лепить». Чтобы снизить уровень родительской тревожности, есть смысл более тщательно подойти к выбору дошкольного учреждения, возможно, обратить внимание на платные сады, предоставляющие услугу онлайн-наблюдения для родителей.
Если же вы пришли к выводу, что категорически не готовы расстаться пока с ребенком, просто откажитесь пока от идеи отдавать его в детский сад на полный день. Походите с ним в развивающую школу, или отдайте его в группу неполного дня – через какое-то время, скорее всего, ваше отношение к ситуации изменится само собой.
5. Приучайте его смотреть на проблемы конструктивно.
Посещение детского сада – это для ребенка колоссальный опыт социализации, понимания того, что не все в мире подчинено его желаниям, что необходимо искать компромиссы с другими людьми. И не раз и не два ваш малыш вернется из садика в слезах: «Вася толкнул, Паша не дал игрушку, Марьиванна наругала». Поэтому лучше заранее приучить ребенка к мысли, что каждая следующая проблема – это не конец света, а поиск ее решения, новый бесценный опыт. Что люди не хорошие и не плохие, они просто разные. Вася толкнул – ничего страшного, есть дети, которые так играют, а если будет сильно драться, просто уходи от него. Паша пожадничал? А ты сам всегда и со всеми делишься игрушками? А воспитательница наругала за то, что облизывал на улице пальцы, правильно сделала, ты же сам знаешь, что на грязных руках микробы.
Вот так постепенно ребенок поймет, что жизнь многообразна и сложна, но не нужно бояться этих сложностей и принимать их близко к сердцу: у каждой проблемы есть свое решение.