Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения

Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения

В 2-2,5 года большинство детей может сравнительно понятно выразить свои мысли: они знают названия многих объектов, некоторых действий, активно используют указательные местоимения, самыми простыми словами описывают состояние окружающей среды (“темно”, “уже поздно”) и собственные ощущения (“холодно”, “страшно”). Сейчас перед родителями стоят новые задачи: не просто научить ребенка говорить “хоть что-нибудь”, но изъясняться грамматически правильными фразами; кроме того, карапузу необходимо отрабатывать артикуляционные навыки и обязательно пополнять словарный запас. Помогут ему в этом специальные упражнения для развития речи.

Упражнения, которые помогут развивать речь ребенка

Упражнение на употребление личных местоимений

Цель занятия - научить малыша правильно использовать местоимения “я”, “ты”, “он”, она”. Успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение “я”, а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.

Итак, вначале  малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы “я”, “ты”, “мы”). Следующий этап - выработка правильных ассоциаций. Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение “я”, и он должен указать пальцем на себя. Затем вы говорите “ты”, и он показывает на вас. При слове “мы” он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс - так он их лучше запомнит.

Учимся спрягать глаголы

Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) - некорректное спряжение глаголов. Точнее, проблема эта скорее не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели. Поэтому ребенок, приучившись говорить “бегаю”, “прыгаю”, по аналогии  начинает спрягать и другие глаголы: “плакаю” (вместо “плачу”), “кричаю” (вместо “кричу”). Или “летю” вместо “лечу”.

Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму “вредного” глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: “я плачу”, “ты плачешь”, “он плачет” и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы изучаете глагол “бегать”, можете показывать движения руками, как при беге - это внесет игровой элемент. Чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!

Тренировка артикуляции

Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки вроде “щ”, “ч” (не говоря уж о пресловутом “р”, произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки “б”, “м”, “п”. Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда. Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с проблемным для ребенка звуком. Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде “четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”), а можете сочинять свои, это совсем не сложно.

Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков “м”, “б” и “п”: “у мамы маки, у папы палки”; “папа в пиджаке пошел на поезд”, “у бабы блины с барбарисом”. И таких фраз вы можете придумать много. Главное - акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках - пусть произносит их максимально осмысленно.

Учимся этикету

Следующее упражнение поможет вам  не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета. Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои ухищрения: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д. Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.

Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы - это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться. Предложите ему несколько стандартных речевых формул для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: “привет, как тебя зовут?“; “привет, меня зовут Маша, давай играть“. А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих формул с вами познакомится и вовлечет в игру.

Со временем можете научить вашего малыша, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе - без кулаков и истерик.




Добавить комментарий: